Леонид Вахнин: «Концепция универсального чиновника себя не оправдывает»
Каковы слагаемые качественной программы профессиональной переподготовки государственных служащих и где лучше знакомить будущих чиновников с работой системы городского хозяйства, обсудили эксперты Форума труда.
Открывая дискуссию «Хотим учить, как лучше...», заместитель директора департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты России Леонид Вахнин предложил рассмотреть взаимодействие госслужбы и вузов. По его словам, сегодня положение закона о подготовке кадров требует пересмотра.
Сегодня основным инструментом оценки компетенций специалиста является справочник квалификационных требований, составленный Министерством труда РФ. В отличие от распространенных во всей профессионально-трудовой сфере профстандартов, которые зачастую относятся к достаточно узким областям деятельности и в то же время высоки для вчерашних выпускников, этот документ ориентирован на реальную практику гражданской службы и позволяет охватить сразу несколько областей знаний.
Базовые квалификационные требования, которые лежат в основе работы профессионального чиновника, ориентированного на служение обществу, — это в первую очередь знания законодательной базы и делопроизводства, приоритет прав и свобод граждан. Однако нельзя не учитывать, что каждый госслужащий занимается управлением в определенной области и без знания ее специфики эти знания будут бесполезны.
Подготовка кадров даже по специальности государственного и муниципального управления должна быть ориентирована на подготовку профессионала в одной конкретной сфере.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты России Леонид Вахнин
«Концепция универсального чиновника, к сожалению, себя не оправдывает, — заметил Леонид Вахнин. — Естественно, в дальнейшем эти знания не пропадут. Если человек не состоится на госслужбе, то сможет пойти в ту область, которой занимался, и успешно работать там. А через какое-то время может вернуться в государственный сектор и показать себя специалистом, знающим свой предмет».
«Перестроить» чиновника для работы в другом направлении помогает система дополнительного профессионального образования. Доцент СПбГУ, руководитель рабочей группы по развитию программ для госслужащих Андрей Иванов (кафедра государственного и муниципального управления) рассказал о подходах Петербургского университета в подготовке гражданских служащих. По его словам, одно из первых условий создания современных ДОП высокого уровня — стратегическое планирование образовательных программ. В процессе их подготовки Университет использует результаты анализа конкуренции, SWOT-анализа для разработки содержания, определения порядка отбора преподавателей и слушателей. В основе обучения лежит кейсовый метод. Госслужащие, проходящие переподготовку в СПбГУ, знакомятся с уникальной коллекцией авторских кейсов.
Наше некопируемое конкурентное преимущество — это интеграция образования, науки, бизнеса и государства. В своей работе реально мы постоянно пытаемся использовать те возможности, которые дает та или иная сфера для повышения качества образовательных программ.
Доцент СПбГУ Андрей Иванов
Еще один важный фактор — кластерный подход к формированию учебной группы. Так, например, каждый год к обучению по программе «Менеджмент в здравоохранении» подключаются не только руководители клиник и поликлиник, но и представители медицинского образования, фармакологического кластера, страховых медицинских организаций территориальных фондов, продавцы медицинской техники. Андрей Иванов подчеркнул, что обеспечение глубины дискуссии в аудитории с участием инсайдеров, понимающих процесс как со стороны заказчиков, так и поставщиков, чрезвычайно важно. Он также добавил, что, будучи руководителем программы, активно использует возможность привлечения крупных представителей государственной службы.
Также в обсуждении приняли участие заместитель начальника управления Росздравнадзора Валерия Земцова, заместитель председателя Комитета государственной службы и кадровой политики Петербурга — начальник отдела оценки и кадровых резервов Игорь Мурашев, ректор Московского городского университета управления правительства Москвы Василий Фивейский и другие эксперты.