Студент из Ирана: «Я хотел учиться в России, и мама меня поддержала»
На протяжении многих лет Санкт-Петербургский университет активно развивает взаимоотношения с Республикой Иран, и ежегодно ряды студентов Университета пополняют поступающие из этой страны. Кроме того, в 2019 году СПбГУ стал единственной в мире площадкой для проведения тестирования по персидскому языку AMFA за пределами Ирана.
Мы попросили некоторых выпускников и студентов поделиться впечатлениями об учебе в СПбГУ, выборе профессии и дружбе с сокурсниками. А также дальнейшими планами и впечатлениями от жизни в России.
Алиреза Нури — кандидат политических наук, выпускник СПбГУ (факультет международных отношений). Защитил диссертацию под руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, почетного профессора СПбГУ Ватаньяра Саидовича Ягьи.
Ферейдуни Мохсен — студент второго курса направления «Лечебное дело» (медицинский факультет).
Норузпур Махаммадмахди — магистрант англоязычной программы «Корпоративные финансы» (Высшая школа менеджмента СПбГУ).
Как вы приняли решение приехать в Россию и поступать в СПбГУ?
Алиреза: Во время обучения на бакалавриате Тегеранского университета я изучал русский язык, так что уже был знаком с Россией. Я знал, что уровень образования в этом университете очень высокий. Кроме того, нашел программу, которая соответствовала интересующей меня специальности. Я изучал российскую внешнюю политику и ирано-российские отношения.
Ферейдуни: Я служил в армии и не планировал поступать в университет. Но за четыре месяца до окончания срока службы я решил учиться дальше. Все были в шоке, многие отговаривали от этой идеи, и только мама меня поддержала. Я сразу настроился учиться за границей, много читал про Университет, и СПбГУ мне очень понравился. Тем более про город я тоже немного знал: что это культурная столица России.
Я считаю, что СПбГУ — это первый, лучший университет России. В первый год мне не хватило всего двух баллов для поступления. Больше я никуда не подавал документы, сосредоточился только на СПбГУ, потому что хотел учиться именно здесь. Во второй год я занимался языком, усердно готовился, следил за каждым словом в своем эссе и мотивационном письме, чтобы не допустить ошибок. Сейчас я учусь на бюджете. Мне очень нравится, что здесь во всем порядок. Конечно, учиться сложно, приходится тратить много времени на учебу. Но я думаю, что здесь дают настоящее высшее образование, которым я могу гордиться.
Если человек — выпускник СПбГУ, это значит, что в студенчестве он занимался днями и ночами.
Норузпур: Я искал способы получить высшее образование за пределами своей страны. Но обучение по моей специальности в европейских государствах достаточно дорогое, а стипендий предлагается мало. Кроме того, возникают проблемы и с визой — Иран сейчас находится под санкциями. Поэтому я рассматривал университеты в России, поскольку между нашими странами отношения хорошие. Россия предложила более быстрые и гибкие варианты оформления документов. Университет предлагает достаточно гибкую систему поступления по портфолио, что было для меня большим плюсом.
Пожалуйста, расскажите о впечатлениях от учебной программы в СПбГУ?
Алиреза: Я специализируюсь на российской внешней политике, поэтому обучение в России и включение в российское сообщество стало для меня уникальным опытом и очень помогло в профессии. Сейчас я работаю как раз в этой сфере.
Ферейдуни: У нас много практики, мы проходим ее в каждом семестре. После первого курса студенты проходят практику по зоологии и биологии: собирают растения и препарируют животных. На втором курсе мы проходим практику в больнице, потому что уже должны больше знать о медицине. Одним из самых главных и сложных предметов в медицине считается анатомия, занятия по ней у нас проходят на базе Военно-медицинской академии. При этом анатомию на латыни здесь придется выучить на зубок.
Норузпур: Мы часто выполняем проекты, это помогает лучше понять темы, которые проходим. Некоторые проекты более реалистичны, чем другие. Например, в рамках курса по корпоративным финансам мы пользовались реальными данными, сайтами, источниками. А на занятиях по количественным финансам мы использовали программное обеспечение Stata.
Я осваиваю англоязычную программу, но все равно чувствую, что знание русского помогло бы мне в прохождении стажировок и в жизни в целом. У нас был базовый курс русского языка, но на большее мне пока не хватает времени. Параллельно с учебой в Университете я работаю над получением сертификата АССА (Association of Chartered Certified Accountants), для этого нужно сдать 13 экзаменов.
Какие у вас намечены цели и планы после окончания обучения?
Алиреза: В настоящее время я работаю доцентом кафедры политологии на факультете экономики и политологии в Университете имени Шахида Бехешти в Тегеране. Учитывая недавние события на Ближнем Востоке и объем сотрудничества между Тегераном и Москвой, я хотел бы преподавать в качестве приглашенного профессора на краткосрочных программах, рассказывать о политических событиях Ближнего Востока и ирано-российских отношениях.
Ферейдуни: Хочу работать нейрохирургом. Но пока моя главная цель — окончить Университет, что будет дальше, еще не знаю. После окончания хотел бы поучиться в Европе или продолжить обучение в СПбГУ, нужно только выучить английский. Я слышал об университетских программах обмена.
Норузпур: Я планирую поехать по обмену в зарубежный университет. Недавно подал заявку на обучение в Англии в течение семестра. СПбГУ дает возможность получить стипендию Erasmus, которая покроет стоимость этой программы. Возможно, там удастся найти полезные контакты, а в перспективе и работу. Мечтаю продолжить обучение и получить PhD после выпуска.
Есть ли какие-то различия между обучением в Иране и России?
Ферейдуни: У нас много хороших университетов, например Технологический университет Шарифа. Каждый год туда отправляются студенты из СПбГУ. Те, кто поступает туда, готовятся к конкурсу от одного года до четырех лет, поступить очень сложно, зато потом учиться проще. Здесь по-другому: поступить в российский университет легче, но выпуститься гораздо сложнее. Хотя в СПбГУ проходной балл для иностранцев был 65, а в других университетах — от 40 до 45. И если сравнить вопросы, которые были на экзаменах в других вузах и здесь, то можно увидеть разницу между ними как между вопросами для первого и для 11 класса. Поэтому в СПбГУ уровень всех студентов изначально очень высокий!
Норузпур: Да, самое важное — это другие студенты. Когда я учился на бакалавриате в Иране, мне казалось, что все вокруг меня ничего не знают, а я знаю все. В СПбГУ все наоборот: все мои коллеги очень талантливые, очень умные, знают по нескольку языков, а я нет. Я считаю, что главное — это окружение, такие люди помогают совершенствоваться и развиваться.
Расскажите, пожалуйста, о своем опыте жизни в России. Нравится ли вам город? Как складываются отношения с местными жителями?
Норузпур: К сожалению, я пока не слишком много общаюсь с русскими ребятами, но у меня появился хороший друг из Узбекистана, который очень мне помогал. Санкт-Петербург — красивый город, и здесь не так холодно, как я ожидал. В целом, люди приятные: когда я просил помощи у кого-то на улице или в Университете, мне никогда не отказывали. Пока я не успел побывать во многих местах, потому что учеба была очень интенсивной. Но мне нравится ходить на праздники или вечеринки с другими иностранными студентами.
Русская еда сильно отличается от иранской. Например, здесь часто едят суп, а я не привык к таким блюдам.
Ферейдуни: Город мне кажется красивым, культурным и спокойным. Я год работал гидом по Санкт-Петербургу, поэтому хорошо знаю его историю и успел побывать почти везде. Мне Петербург очень напоминает мой родной город в Иране — Шираз, который известен как город цветов, вина и поэтов. Я пожил немного и в Москве, но дольше оставаться там мне бы не хотелось — слишком много людей. Нет ничего такого, по чему бы я скучал из дома. Я такой человек, который сразу привыкает к новому месту, тем более у меня есть цель, над которой я работаю. А еще я хорошо готовлю, поэтому с едой проблем нет, из русской кухни я люблю блинчики и оладушки. Здесь я совсем не общаюсь с иностранцами — все мои друзья русские. Я многому у них учусь. И хотя я сам иностранец, характер у меня уже русский.
Что бы вы посоветовали и пожелали тем, кто только собирается учиться в СПбГУ?
Ферейдуни: Бояться — это нормально. Главное — бояться и действовать. Не бывает так, чтобы человек действовал и ничего не получилось. Иностранцы должны знать русский язык. Должны понимать, что в СПбГУ нужно заниматься, времени на работу и прогулки, скорее всего, останется мало. Но я успеваю играть в волейбол, потому что очень люблю спорт. Если появляется два-три свободных дня, можно поехать в небольшое путешествие. Я успел побывать в Москве, Кирове, Сыктывкаре.
Норузпур: Изучайте русский язык! В этой стране много потенциала, здесь много талантливых людей. В отличие от Ирана в России располагаются офисы множества крупных международных компаний. Растущая экономика открывает много возможностей — например, в прошлом году доходность российского фондового рынка стала самой высокой в мире. Я вижу, что в России есть много возможностей для профессионального развития.