Петербургский правовой портал: Людмила Вербицкая: «В университете будут новые назначения»
СПб. Ректор СПбГУ в эксклюзивном интервью «ДП» рассказывает, какие меры будут приняты в связи с возбужденным уголовным делом и что изменится в структуре управления.
Против проректора университета по развитию материально-технической базы Льва Огнева возбуждено уголовное дело по поводу расходования средств на ремонт кровли главного здания университета. Как сейчас развивается ситуация?
С конца марта по конец июня 2006 года у нас велась плановая проверка Росфиннадзора. Проверялось расходование бюджетных средств, в частности по строительным и арендным договорам, за период 2004–2005 годов. Были установлены нарушения финансовой дисциплины, и дело было передано в ФСБ. Вообще, проверок в университете было довольно много, но чтобы было возбуждено уголовное дело — это действительно первый случай, во всяком случае за время моего ректорства, и не уведомить коллектив я не могла. Поэтому 25 сентября на заседании ученого совета, а это более 150 человек, я сказала о том, что произошло.
Какова была реакция ученого совета?
Меня это удивило, но реакция была очень спокойная. У нас достаточно дружный коллектив, и мы сейчас все вместе работаем над ошибками: думаем, как нам в дальнейшем избежать ситуации, когда один человек или группа лиц могут совершить действия, которые навредят всему университету.
Вероятно, у дела будет достаточно широкий общественный резонанс — не меньше, чем у скандала вокруг Эрмитажа и Михаила Пиотровского. Какова будет Ваша реакция, что Вы будете делать?
Когда какая-то болезнь возникает, ее надо лечить. Во-первых, мы занялись реорганизацией хозяйственных служб университета, которыми руководил бывший проректор Лев Огнев. Сейчас его обязанности временно исполняет заместитель, а с 25 сентября мы ввели должность проректора по экономике и социальному развитию, которую занял Станислав Еремеев. Ученый совет полностью одобрил эту идею.
Почему обвинения были предъявлены конкретному лицу — проректору Огневу и против него было возбуждено уголовное дело: было выявлено наличие какого-то злого умысла?
Совсем не обязательно. Это могла быть халатность, что тоже ведет к уголовной ответственности (Уголовный кодекс). И есть все-таки такое понятие — презумпция невиновности, и пока не закончится следствие, трудно говорить, что там было на самом деле. Какие-то основания, безусловно, были. Наверное, мы подробнее узнаем обо всем, когда будут выслушаны аргументы бывшего проректора Огнева.
С Огневым пока не разговаривали правоохранительные органы?
Насколько я понимаю, он сразу оказался в больнице, где сейчас и находится. Ему была сделана серьезная операция на сердце около недели назад.
Вы осуществляли общий контроль над университетом и особо не вникали в деятельность Огнева?
Это даже не входит в мои обязанности — вникать. Ректор каждому проректору делегирует свои права в той сфере деятельности, которой тот занимается: учебной, научной, международной и хозяйственной. Каждый проректор получает доверенность, связанную со своими полномочиями, и действует полностью автономно. Руководил всеми хозяйственными службами Лев Васильевич Огнев.
То есть он мог единолично от имени университета заключать договоры со строительными организациями? С юридической точки зрения Вас могут обвинить в том, что делал Огнев?
Все мои проректоры полностью отвечают за свои поступки и получают право самостоятельной подписи документов в сфере своей деятельности.
Огнев отвечал за все: и за Петергоф,и за город?
Да, и за ремонт, за капитальные вложения, капитальный ремонт и капстроительство.
Основная претензия проверяющих органов была по поводу расходования средств, предназначенных для ремонта кровли?
Мы все ходим по главному зданию, дожди сильные, а крыша нигде не течет. Так что с крышей все в порядке.
Вы сказали, что 62 % замечаний в ходе проверки были устранены. Какого рода это были замечания?
Нам необходимо проводить тендеры на хозработы в университете, и не все документы были в порядке по этим тендерам, но эти недостатки были устранены. Сейчас мы пытаемся анализировать не сами нарушения, а думаем над тем, как их не допустить в дальнейшем. Нужен дополнительный контроль всех проводимых работ, независимые экспертизы. У нас ведь очень большое хозяйство.
Есть ли сложности с проведением тендеров на осуществление хозяйственных работ по университету?
Если нам нужно сделать что-то — заказать ремонт аудитории, купить оборудование на сумму от 60 тыс. рублей, то мы можем сделать это только через тендер — через объявление торгов. Мы очень просили министерство дать право хотя бы тем подразделениям, которые имеют самостоятельность, самим проводить этот тендер. Я передала письмо Дмитрию Анатольевичу Медведеву, надеюсь, что этот вопрос будет решен. Иначе при таком объеме хозяйственных договоров практически невозможно силами администрации университета уследить за соблюдением правил.
У вас есть служба внутреннего аудита?
Да. И служба внутреннего аудита время от времени проверяет все подразделения в соответствии с жестким планом. Но, по-видимому, этого мало. Если выполнены какие-то работы, то нужно, чтобы независимая комиссия провела проверку и сказала: отремонтировано столько-то, качество такое-то. Мы будем создавать такую службу, и все другие объекты, которые будут сдаваться, и все, что делается по главному зданию, будет проходить серьезную экспертизу. Если бы такая независимая служба была раньше, может быть,этого дела бы и не получилось.
Какие еще реформы планируются в университете?
Я бы хотела, чтобы у факультетов было больше юридической самостоятельности — чтобы они стали самостоятельными юридическими лицами. Университет — сложная структура: у нас 45 организаций внутри — факультеты, институты, научные центры, и каждая пользуется значительной автономией. Но все эти подразделения официально входят в состав университета. Они не являются юридическими лицами, у них нет своих счетов в банке, и фактически каждое из них юридической ответственности за свои действия не несет.
И деканы и проректоры — все действуют по доверенности?
Да, и еще директора институтов тоже, причем полномочия им всем даются огромные — заключать практически любые договоры. А если что случилось — то отвечает главный бухгалтер, ректор университета или проректор (тоже по доверенности ректора). Поэтому мы хотим, чтобы внутри учебно-научного комплекса «Университет» были самостоятельные юридические лица, и их руководители сами несли юридическую ответственность за то подразделение, которое они возглавляют. Сейчас у нас три факультета пользуются большей самостоятельностью — это юридический, экономический и филологический.
Ходят слухи, что процесс спровоцирован юридическим факультетом, что они что-то раскопали и уведомили правоохранительные органы.
Это неправда, потому что проверка была абсолютно плановая. Вузы города проверяются один за другим, и мы были одними из последних, поэтому юридический факультет здесь совершенно не при чем.
Когда ФСБ планирует прояснить ситуацию?
Никто не может дать ответа на этот вопрос. Вы хорошо понимаете, что операция на сердце у Огнева была очень серьезная. Но хотелось бы, чтобы поскорее. Хотя университет работает, вокруг начинаются какие-то непонятные разговоры.
Есть мнение, что Ваши недоброжелатели будут использовать данное уголовное дело, чтобы либо оказывать на Вас какое-то давление, либо испортить Вам репутацию.
Недоброжелателей всегда же много... От того, что произошло в университете, который для меня — это моя жизнь, больше всего страдаю я, а не кто-нибудь другой. Это произошло по вине людей, которым я доверяла, и, конечно, тяжело мне. И если те ошибки, которые в университете произошли, недобросовестность какой-то группы лиц вдруг испортят мою репутацию, и если все, что я сделала в течение этих лет, каким-то людям покажется недостаточным, то это будет характеризовать этих людей, а не меня. Главное, что к нам за все годы никаких претензий в области главной нашей деятельности — подготовки специалистов, научных исследований — не было и, надеюсь, не будет.
Ректор СПбГУ Людмила Вербицкая считает, что факультеты должны стать самостоятельными юридическими лицами, чтобы их деканы сами несли ответственность за свои действия в полном объеме. Тогда ректор сможет еще увереннее смотреть в будущее.
Новым проректором по экономике СПбГУ назначен Станисав Еремеев.
Станислав Германович Еремеев
Окончил философский факультет Ленинградского университета, второе образование — юридическое. Избирался председателем студенческого профкома ЛГУ, преподавал в университете, был инициатором создания Центра русского языка и культуры СПбГУ. С момента создания в 1994 году руководит центром. В 2000 году стал проректором СПбГУ по PR, потом покинул должность, чтобы защищать докторскую диссертацию. Член сената и ученого совета университета. Совладелец группы компаний «БизнесЛинк». В январе 2005 году проиграл Владимиру Дербину выборы на пост председателя Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга.
За кадром: Людмила Вербицкая пока не знает, кто с наибольшей вероятностью станет ее преемником.
Кто будет ректором СПбГУ с 2009 года?
Точно не я. Совершенно очевидно, что в 2009 году я на пост ректора уже никак претендовать не буду. Моя задача — подумать о кандидатуре преемника. У нас каждый раз перед выборами идет серьезная предвыборная кампания, кандидатуры выдвигаются ранее чем за два месяца. Голосует конференция — это ученый совет плюс представители всех подразделений университета, всего около 270 человек.
Разве по новым правилам ректор не назначается?
Когда университет выдвинул двух, трех, четырех кандидатов на пост ректора, то направляет список кандидатов в аттестационную комиссию министерства. И комиссия рекомендует ученому совету, кто, по ее мнению, достоин стать ректором. Это не назначение в чистом виде, а попытка учредителя — Министерства образования — повлиять на выбор. Также в этом новом законе есть пункт о введении в университете наряду с должностью ректора должности президента университета. Следовательно, мы в соответствии с законом от 16 октября будем вносить изменения в устав и введем в университете пост президента с соответствующими полномочиями.
Кто может стать президентом университета?
По закону он должен иметь опыт работы в должности ректора университета. Совмещение должностей ректора и президента не допускается. Президент университета избирается на заседании ученого совета тайным голосованием по представлению Министерства образования. Конечно, командовать всем должен ректор, а не президент. По закону «президент участвует в деятельности российских и международных организаций...», может предложить стратегию.
Насколько вероятно, что президентом университета станете Вы?
Давайте решать проблемы по мере их поступления. До 2009 года еще очень далеко. Есть и другие люди, которые имеют опыт работы ректором университета.
Говорят, что уголовное дело против Огнева отразится на Вас, и это может повредить операции «преемник ректора».
В каком смысле? Я кого-то приготовила и его не выберут? Как ни странно, у меня пока нет представления о том, кто может стать моим преемником. Я, естественно, думаю об этом, но... У нас все-таки университетский коллектив очень мудрый, это — наш мозговой центр. Вот придет время — и посмотрим. Я уверена, что много будет кандидатов, а они (ученый совет) все равно выберут правильно.
Будущие претенденты на пост ректора — это кто-то из проректоров или из деканов?
Когда меня избирали, было три претендента на пост ректора, сейчас будет больше. У нас действительно много активных и сильных деканов: Кропачев — декан юридического факультета, Иван Бойко — экономического, Богданов — филологического.
Можно ставить только одно ограничение — ректор обязательно должен быть профессором-доктором. Поэтому еще один возможный претендент — декан факультета менеджмента, Катькало, пока не может участвовать в выборах. Но диссертация у него уже написана, и в ближайшее время он, вероятно, защитится и станет доктором наук.
Ходят слухи, что на пост ректора могут избрать Геннадия Леонова, декана математико-механического факультета.
Геннадий Леонов — профессор, он недавно стал членом-корреспондентом РАН. Вполне достойный кандидат, но у нас таких достойных людей в университете много.
Может ли должность первого проректора стать ступенью на пути к ректорству?
У нас в перечне есть должность первого проректора, но самого его пока нет. Нам нужно к следующему заседанию ученого совета — 23 октября — решить, кто им станет. Первый проректор — это заместитель ректора по всем вопросам, он должен полностью руководить внутренней жизнью университета.
В университетских кругах говорят,что Кропачев очень хочет стать первым проректором.
Я думаю, что не только он, многие хотят стать первым проректором. Но когда я смотрю, как организована жизнь на юридическом факультете, то вижу, что организована хорошо.