Психолог СПбГУ: современный работник должен быть «взрослым»
28 февраля стартует Санкт-Петербургский международный форум труда, соорганизатором которого традиционно выступает СПбГУ. На площадках форума российские и зарубежные эксперты обсудят актуальные вопросы, посвященные в том числе развитию человеческого капитала. Как адаптироваться к новым условиям труда и что такое work-дизайн? Почему больше нет долгосрочных карьерных перспектив и какие работники сегодня востребованы у работодателей?
На эти вопросы ответил доцент, заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Маничев.
Трудовая сфера непрерывно меняется. В передовых отраслях — IT, генной инженерии, фармацевтике и других — знания и навыки обесцениваются примерно наполовину всего за два года. Прежние условия организации труда устарели, и так называемому job-дизайну пришел на смену work-дизайн. Работник больше не занимает годами одну и ту же должность в одной и той же компании, больше не очевидны этапы карьерной лестницы, потому что появляются новые технологии и расширяется функционал работника. В будущем исчезнут целые отрасли — например, если автомобили с автопилотами прочно войдут в нашу повседневную жизнь, таксисты будут больше не нужны.
Чтобы оставаться конкурентоспособным, работнику надо адаптироваться к новым условиям труда. Он должен быть активным, постоянно учиться, а главное — уметь делать выбор и нести за него ответственность. Другими словами, на рынке труда нужны «взрослые» работники, которые особым образом смотрят на свое профессиональное развитие.
Доцент СПбГУ кандидат психологических наук Сергей Маничев
По словам эксперта, некоторые российские компании уже давно используют модель самоорганизующейся команды Agile. В рамках такой организации труда работники самостоятельно решают, какую задачу они будут выполнять и за какую часть проекта готовы нести личную ответственность.
Санкт-Петербургский международный форум труда
«В сложившейся ситуации есть свои плюсы и минусы, причем как для работников, так и для работодателей. С одной стороны, работник может самостоятельно выбирать свой профессиональный путь — строить так называемую карьеру без границ. С другой стороны, он сталкивается с грузом ответственности, поэтому растет уровень тревоги, появляется страх не справиться с новой задачей. В свою очередь, работодатель заинтересован в людях, которые готовы брать на себя ответственность, но он понимает: есть риск, что такой работник может уволиться и уйти в другую компанию. Для современного работника преданность конкретной организации, как правило, значит меньше, чем приверженность профессии», — отмечает Сергей Маничев.
Еще одна серьезная проблема — подготовка кадров к работе в новых условиях. Работника надо научить делать правильные для себя карьерные выборы, ведь цена ошибки — потерянное время жизни. Чтобы подготовить кадры нового поколения, надо уделять внимание не только знаниям и навыкам, но и развивать определенные компетенции — критическое мышление, готовность к командной работе, умение учиться и воспринимать себя как непрерывно меняющуюся личность. Важно определить, в какой профессиональной сфере хочет развиваться человек, какие ключевые компетенции в этом случае ему стоит последовательно наращивать, не замыкаясь на определенном круге занятий. Научить такому способу мышления — во многом задача школьных учителей и преподавателей вузов.