Председатель СК России: «Цель следствия — истина, а не полуправда»
В год двадцатилетия ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод ведущие юристы страны встретились в Санкт-Петербургском университете, чтобы обсудить, как сегодня практика Европейского суда по правам человека влияет на уголовный процесс и в целом на защиту прав человека в России.
Конференция была посвящена памяти выдающегося российского правоведа, профессора Полины Соломоновны Элькинд. В 1934 году она поступила в Ленинградский юридический институт, который впоследствии стал частью Ленинградского государственного университета (сейчас — СПбГУ). Здесь же она защитила докторскую диссертацию и почти сорок лет преподавала, вырастив много поколений выдающихся российских юристов.
Председатель Следственного комитета РФ, профессор СПбГУ Александр Бастрыкин, вспоминая о Полине Соломоновне, подчеркнул ее умение завладевать вниманием студентов: «На ее занятиях царила тишина. Так бывает, когда мнение профессора уважают, к нему прислушиваются, конспектируют и запоминают». По словам главы СК России, научный авторитет Полины Соломоновны Элькинд и сегодня нисколько не угас: «Эффективность и результативность научного поиска проявляются в продолжительности ссылок на автора, обычно это семь-восемь лет, но научное значение трудов Полины Соломоновны все еще актуально».
Цель доказывания — это установление объективной истины по делу. Нам обязательно нужно помнить, что расследование должно быть всесторонним, полным и объективным.
Председатель СК РФ Александр Бастрыкин
Профессор СПбГУ подчеркнул, что дознаватель и следователь должны обладать внутренним убеждением необходимости поиска правды: «Важно достичь правды, а не полуправды».
Отстаивать свои права человек может в национальных судах и в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), если исчерпает возможности защиты прав в своем государстве. Несмотря на то, что российское право не прецедентное, то есть не считает решения по конкретным делам источником права, российские законодатели прислушиваются к решениям ЕСПЧ.
Так, судья Конституционного суда РФ Сергей Князев напомнил о знаменитом деле Маркина против России. В 2000 году военнослужащий Константин Маркин обратился в ЕСПЧ с требованием оценить законность отказа в предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком. Страсбургский суд решил, что нормы российского права, закрепляющие право на отпуск по уходу за ребенком лишь в отношении женщин-военнослужащих, являются дискриминацией мужчин и нарушают ст. 8 (Право на уважение частной и семейной жизни) и ст. 14 (Запрещение дискриминации) Конвенции о защите прав и основных свобод. Этот случай обозначил проблемы не только в российском законодательстве, но также и в понимании традиционных гендерных ролей в обществе и повлек за собой изменения в Положении о порядке прохождения военной службы. Именно благодаря этому прецеденту 28-я статья положения больше не устанавливает половую принадлежность для предоставления отпуска военнослужащим.