СПбГУ пригласил школьников поработать на Большом адронном коллайдере
В Санкт-Петербургском университете прошел мастер-класс по физике высоких энергий, на котором учащиеся старших классов смогли не только послушать интересные лекции, но и присоединиться к эксперименту международной коллаборации ALICE.
Ученики трех российских школ встретились в СПбГУ, чтобы познакомиться с последними достижениями фундаментальной науки в области физики высоких энергий и связанными с ними новейшими информационными технологиями. Экскурсию в мир «странных частиц» для гостей Университета организовали сотрудники лаборатории физики сверхвысоких энергий СПбГУ. Григорий Феофилов, Владимир Коваленко и Игорь Алцыбеев — участники международной научной коллаборации ALICE на Большом адронном коллайдере — прочитали старшеклассникам лекции «Введение в физику частиц — теория и эксперимент», «Поиск странных частиц в эксперименте ALICE», а также провели мастер-класс по работе с реальными данными, полученными на установке ALICE, — самом крупном в мире приборе по исследованию кварк-глюонной плазмы (материи ранней Вселенной).
Для школьников это очень интересный опыт. Они получают возможность сначала послушать лекции, а потом провести самостоятельное исследование, получить результаты и обсудить их со своими сверстниками во время международного телемоста. Более того, для ребят это еще и уникальная работа с большими данными, которые получаются в крупнейшем мировом эксперименте.
Руководитель лаборатории физики сверхвысоких энергий СПбГУ Григорий Феофилов
В эксперименте ALICE СПбГУ участвует уже 25 лет — с момента разработки концепции, исследовательских и опытно-конструкторских работ, запуска в эксплуатацию и до набора и анализа физических данных. «Все годы лаборатория постоянно ведет работу и со школьниками, и с учителями физики. Поэтому разработанный нашими коллегами в ЦЕРН мастер-класс уже несколько лет используется и нами, — говорит Григорий Александрович. — Вначале мы проводили его в сокращенном варианте, а вот последние два года он идет в полноценном международном формате. Доступ к реальным данным Большого адронного коллайдера был обеспечен одним из ведущих российских специалистов по GRID Андреем Константиновичем Зароченцевым, сотрудником СПбГУ, также участником коллаборации ALICE».
Некоторые старшеклассники уже имеют опыт общения с учеными из СПбГУ. Так, Никита Беляков — ученик гимназии № 625 (Москва) — приехал на мастер-класс уже второй раз.
«Мне нравится физика в целом, а ядерную физику я нахожу для себя наиболее непонятной. Квантовая физика — это новая область и задает очень много загадок. Это как раз то, что говорит нам о нашем происхождении, о происхождении всей Вселенной. Мне хочется в этом разобраться. Встречи в Санкт-Петербурге позволяют лучше понять новую информацию, научиться проще ее воспринимать. А мастер-классы, такие как проводятся в СПбГУ, дают возможность общаться с учеными, которые живут наукой, и позволяют определить для себя, способен ли ты в будущем реализоваться в этой сфере».
С российской стороны в проекте участвовали старшеклассники Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ, лицея № 30 и московской гимназии № 625 из Москвы. Результаты самостоятельной работы — собственного небольшого научного исследования экспериментальных данных — школьники представили во время международного телемоста, который проходил на английском языке. Эксперимент и его обсуждение велись одновременно в нескольких университетах разных стран мира.
Мне интересна физика. Я участвовал в научных онлайн-семинарах, которые проводила лаборатория СПбГУ, и мне захотелось посетить семинары самому, встретиться с учеными и поговорить с ними в неформальной обстановке. Здесь я получил ответы на человеческие вопросы, а не только касающиеся физики — например, как ученые сами пришли к изучению того, чем занимаются. На этом мастер-классе я открыл для себя много нового в сфере ядерной физики, узнал, как ускоряют частицы, чем занимаются в ЦЕРН, получил представление об актуальных вопросах физики, которые изучаются сейчас. И для меня главное — я понял, что мне интересна эта сфера, и, возможно, я смогу принести пользу науке, если начну сам этим заниматься.
Ученик московской гимназии № 625 Артем Краснов
«Идея мастер-класса не просто в том, что ребята работают с новыми данными, — пояснил Григорий Феофилов. — Они также работают в международном коллективе, в котором могут одновременно участвовать от трех до семи школ из разных стран. Сегодня в мастер-классе участвовали школьники из Мексики, Греции и России. Ребятам интересно, они с удовольствием задают вопросы, разбираются в сложных материях, получают первый опыт международного общения».
Еще один мастер-класс был организован для школьников Ленинградской области при поддержке Центра «Интеллект». В нем приняли участие 34 ученика из 16 школ области. В 2017 году в Университете впервые был реализован полноценный восьмичасовой формат международного мастер-класса. Сегодня площадка, организованная в СПбГУ для проведения международных мастер-классов с данными Большого адронного коллайдера, является единственной в РФ. Мастер-классы организуются Техническим университетом в Дрездене (Германия) при содействии Центрального европейского центра ядерных исследований (Женева, Швейцария).