Форум труда: работу в СПбГУ выбрали 400 ведущих ученых мира
Последние годы работу в Санкт-Петербургском университете выбирают ученые со всего мира. Половина из них россияне, когда-то уехавшие из страны ради карьеры в зарубежных вузах. Об этом рассказал ректор СПбГУ Николай Кропачев, выступая на пленарном заседании II Санкт-Петербургского международного форума труда.
«Традиционно принято говорить об оттоке лучших выпускников и преподавателей в зарубежные вузы. Однако в СПбГУ за последние годы приехали работать ученые из 35 стран мира. Это около 400 специалистов, которые теперь успешно передают свои знания молодежи и ведут научные исследования в первом университете России. Мне приятно отметить, что примерно половина из них иностранцы, а остальные — наши соотечественники, лучшие ученые, которые когда-то уехали за границу. Уверен, в их решении вернуться на Родину немалую роль сыграл не только наш университет, но и сам город. Конкурентное преимущество любого предприятия, расположенного здесь, — это сам Петербург, который создает особые условия и особый климат для работы», — сказал Николай Кропачев.
Образование сегодня является определяющим в судьбе каждого человека, но его значение стремительно меняется.Ректор СПбГУ Николай Кропачев
«Магистральная тема форума — труд будущего, таланты, технологии и творчество. Важное место в его программе занимают вопросы взаимодействия бизнеса и системы профессионального образования, направленного на подготовку специалистов с необходимыми компетенциями. Эта тема крайне актуальна для нашего города как научно-образовательного центра всероссийского масштаба. Отдельно хочу отметить вклад в организацию форума труда Санкт-Петербургского государственного университета — одного из лидеров отечественной и мировой высшей школы», — сказал в своем выступлении губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Значимость взаимодействия вуза с профессиональным сообществом подчеркнул и ректор СПбГУ. Технологии в наукоемких отраслях промышленности сегодня меняются за 5–7 лет, это уже сравнимо со сроком обучения. А еще через пару лет вузы просто не будут успевать готовить специалистов, если принципиально не изменят свой подход.
Университетам пора понять, что их многовековая монополия на определение того, как и чему нужно учить студентов, должна быть разрушена. В современном мире чрезвычайно важно уметь прогнозировать, какие компетенции скоро будут востребованы на рынке труда. И помочь в этом могут только работодатели — те люди, которые завтра будут принимать на работу наших выпускников.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
Ректор рассказал об уникальной системе взаимодействия с работодателями, выстроенной в Санкт-Петербургском университете. Так, специалисты-практики входят в состав советов образовательных программ, определяющих требования к программам и преподавателям, предлагают студентам актуальные темы исследований и даже принимают выпускные экзамены.
Особое внимание Николай Кропачев обратил на необходимость практической подготовки студентов: «Во взаимодействии с работодателями мы не только создаем базовые кафедры и организуем летние практики, но и реализуем клиническое обучение. Первая клиника, юридическая, была создана в СПбГУ еще 20 лет назад, а теперь такой подход стал частью стандарта подготовки юристов во всей стране. С тех пор мы открыли целый ряд новых клиник, и я уверен, что такое практическое обучение стоит внедрить во всех российских вузах».
В завершение выступления ректор затронул тему «обучения в течение жизни», актуального сегодня для специалистов самых разных профилей. «Значение образования с каждым годом меняется. Знаний, полученных в вузе, уже не хватает для многолетнего успешного труда. Теперь мы должны постоянно обновлять их, и современный мир предоставляет для этого массу возможностей. Одна из них — онлайн-курсы, благодаря которым любой человек может учиться у ведущих специалистов мировых вузов. Ученые СПбГУ только за последний год создали 70 таких курсов, доступных каждому, и мы поощряем интерес студентов к онлайн-образованию. К сожалению, не все вузы пока готовы засчитывать студентам такие курсы, и я думаю, и ректорскому корпусу, и Министерству образования нужно придать стимул этому процессу», — отметил ректор СПбГУ.