Ржавый гвоздь в хурме и аспирин для Юлия Цезаря
В Санкт-Петербургском университете завершился ХII Всероссийский химический турнир школьников. Команда Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ Sony Patan стала второй из 100 научных коллективов старшеклассников со всей страны.
В ходе турнира участниками было представлено множество интересных технологий, которые легко применить и в повседневной жизни. Например, старшеклассники из команды AL (Санкт-Петербург) придумали, как с помощью ржавого гвоздя можно определить зрелость хурмы.
Для этого необходимо поместить гвоздь в мякоть ягоды и оставить на пару минут. Если она потемнеет, то плод незрелый — хурма будет вязать рот. Метод вполне научный: дело в том, что ржавчина на гвозде — это трехвалентное железо Fe (III). А в хурме содержатся танины, причем в незрелой их намного больше, чем в спелой. Танины реагируют с трехвалентным железом, что приводит к образованию окрашенного комплекса.
Ребята провели эксперимент прямо во время церемонии награждения. Оказалось, что работает. По крайней мере, коричневый цвет комплекса железа был виден довольно отчетливо.
Победитель олимпиады «Лучший учитель химии России и стран СНГ», администратор группы «В контакте» для химиков Александр Евсюков
Другие задачи турнира были не менее интересными. Например, школьникам предложили представить, что они попали в Древний Рим и познакомились с Гаем Юлием Цезарем. Впечатлившись рассказом о современной медицине, великий правитель попросил сделать для него хотя бы унцию аспирина. Как это осуществить, если считать, что кроме знаний ничего из ХХI века с собой нет?
Для решения этого задания команда Spiritus из Екатеринбурга разработала две методики получения ацетилсалициловой кислоты. Первая — выделение ее из коры ивы. «Для того чтобы ее оттуда выделить, мы сбегали в парк и ободрали иву, собрали примерно мешок коры и выварили ее в спирте. Получился спиртовой экстракт ивы, который пах баней и лаптями, — объяснили ребята. — После чего этот экстракт был выпарен до конца, получившуюся коричневую массу мы решили подщелочить, а именно забросили ее в раствор NaOH. Потом мы с подозрением посмотрели на происходящее и сделали вывод. Да, из коры ивы можно выделить салициловую кислоту, но она будет очень грязной, потому что мы вытянем не только кислоту, к тому же получится ее немного. Если использовать данный метод, то придется обдирать много ив, затем все вываривать, очищать и т. д.». Плюсом этого метода школьники назвали его простоту. Тем не менее более интересным юные химики сочли способ получения необходимого Юлию Цезарю продукта из фенола.
Всероссийский школьный турнир — это командное соревнование школьников, которое призвано формировать у старшеклассников творческий подход к решению научных проблем. Формат встречи предполагает решение задач в командах с подготовкой мультимедийных презентаций. Интеллектуальное состязание СПбГУ было создано для тех, кто хочет по-настоящему познать химию не только через призму школьной программы.
Директор турнира, к. х. н. Анна Старикова
«Я участвую в турнире уже три года, но на финальный этап приехал впервые. Мне нравится, что задачи здесь имеют несколько решений, это дает возможность проявить себя и применить знания из разных областей науки. Организаторы каждый день устраивают участникам экскурсии по Университету, за что им отдельное спасибо», — поделился впечатлениями участник команды — победительницы турнира Даниил Пеунов (Новосибирск).
В очном этапе турнира приняли участие более 20 команд из 15 городов России, среди которых Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Воронеж, Белгород, Ижевск и Тула. Школьники также познакомились с возможностями Научного парка СПбГУ и смогли задать преподавателям Университета все вопросы, касающиеся поступления в СПбГУ.