ТАСС: Ученые создадут модель геологических процессов для оценки ресурсного потенциала Арктики

В рамках проекта будет разработана цифровая карта на основе большой базы данных, учитывающая особенности геологического строения и различных процессов, происходящих на арктических территориях разных стран в течение миллионов лет.

Ученые СПбГУ в составе научного коллектива из четырех стран приступили к проекту по созданию динамической модели геологических процессов, происходящих внутри Земли в Арктике на протяжении миллионов лет. Разработка, в частности, позволит получить новые сведения и обобщить известные данные о геологическом строении Арктики для понимания ресурсного потенциала региона, сообщила ТАСС заведующая кафедрой региональной геологии СПбГУ Виктория Ершова.

Наш проект нацелен на обобщение существующих сведений о геологическом строении арктического региона, а также сбор новых данных. Это крупное трансграничное исследование, такие проекты важны для понимания строения, структуры и истории геологического развития всего арктического региона.

Заведующая кафедрой региональной геологии СПбГУ Виктория Ершова

Итогом проекта станет цифровая карта на основе большой базы данных, учитывающая особенности геологического строения и различных процессов (климат, вулканическая активность, перемещение литосферных плит и прочее), происходящих на арктических территориях разных стран в течение миллионов лет.

"С фундаментальной точки зрения мы надеемся определить роль и природу магматизма в геологической истории Арктики и его влияние на ее геологическое строение и тектоническую историю. Кроме того, новые сведения о геологическом строении Арктики помогут лучше оценить ресурсный потенциал региона", — отметила Ершова.

По ее словам, в проекте принимают участие сотрудники научных организаций из четырех наиболее активно исследующих Арктику стран: Россия (Санкт-Петербургский государственный университет), Норвегия (Университет Осло, Свальбардский международный университет), США (Техасский университет в Остине, Государственный университет Сонома и Университет Аляски), Канада (Университет Оттавы и Университет Виктории). Проект рассчитан на четыре года и поддержан грантом Норвежского научного фонда.

Сбор и обработка данных

По словам завкафедрой, работа над проектом ведется в различных направлениях от изучения глубинного строения Арктики, особенностей магматизма и тектоники до климатических изменений. "Наш проект является мультидисциплинарным: то есть исследователи занимаются изучением Арктики в самых различных областях: геофизика, геология, палеоклиматология. Но вместе мы решаем общую задачу по созданию нашей геодинамической модели", — отметила ученая.

Она пояснила, что по проекту запланированы экспедиции в Арктику для сбора материалов. Кроме того, сейчас ученые приступили к изучению образцов, собранных по предыдущему проекту в 2017-2020 году. Тогда петербургские ученые собрали на Шпицбергене стратиграфическую информацию по изменениям останков древних животных и некоторым другим индикатором. Эти данные позволят изучить климат в период 150-120 млн лет назад (Юрский, Меловой периоды).

Другие сведения были получены учеными для проекта в экспедиции в Арктическую зону России в Северо-Западном федеральном округе. Там были собраны данные на основе минералов — цирконов. Используя эти образцы, можно, например, понять где в прошлом находились вулканы. Кроме того, для реконструкции процессов внутри Земли ученые привлекают геофизические методы, чтобы с помощью магнитных полей описать различные процессы, которые по другому нельзя увидеть. В дальнейшем по проекту запланирован еще ряд экспедиций, в частности на Шпицберген.

Интенсивные курсы и экспедиции для студентов

Важной составляющей проекта является образовательный компонент. Для студентов вузов-партнеров будет проводиться серия интенсивных курсов и полевых экспедиций в арктическом регионе, главным образом на архипелаге Шпицберген. Кроме того, участникам проекта будет предоставлена возможность для работы в лабораториях вузов-партнеров. Всего в проекте участвует несколько десятков человек.

"Курсы рассчитаны на месяц, в них участвуют студенты от всех стран-участниц проекта. В 2020 году на Шпицбергене участвовали несколько наших студентов, они были там месяц. Кроме того, были краткосрочные курсы в США, туда тоже ездили наши студенты на неделю работать в лаборатории, к ним присоединялись участники с Канады и Норвегии. В свою очередь, в СПбГУ приезжали иностранные лекторы и вели курсы для российских студентов. Мы надеемся, что когда ослабнут ограничения, связанные с пандемией, такие международные образовательные курсы будут продолжены", — отметила Ершова.

Санкт-Петербургский государственный университет является научно-образовательным центром мирового значения, одним из крупнейших центров отечественной науки и культуры, старейшим университетом России. Сегодня здесь обучаются более 25 тыс. студентов, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, созданы более 20 крупных лабораторий и 24 ресурсных центра, входящих в ведущий научный парк страны.