Зачем философам биология?
Философы помогают биологам и психологам лучше понять, каким образом стоит изучать и понимать сознание — один из самых сложных объектов изучения современной науки.
В первые дни сентября 2015 года ведущие отечественные и зарубежные специалисты по философии сознания собрались в СПбГУ на международной конференции «Онтология субъективности: самость, личность, организм» (Ontology of Subjectivity: Selves, Persons, Organisms) для того чтобы обсудить, насколько объективно мы можем судить о человеческом сознании.
Философия сознания — это молодое направление современной философии, которое непосредственно контактирует и опирается на современные естественнонаучные представления о психических и физиологических процессах, происходящих в организме.
«Если мы придерживаемся традиционной философской концепции, согласно которой есть материя и есть сознание, то мы считаем, что естественные науки занимаются только материальной стороной, а гуманитарные науки занимаются сознанием, и между ними нет пересечения. Тогда непонятно, как давать ответы на определенные вопросы, имеющие отношение к моральной стороне дела. Если придерживаться антинатуралистического представления и считать, что сознание нельзя изучить посредством естественных наук, то мы не сможем дать ответ на некоторые этически значимые вопросы», — объясняет важность философии сознания один из организаторов конференции, старший преподаватель СПбГУ, к. филос. н. Мария Александровна Секацкая.
Роль философии в изучении сознания состоит также в том, чтобы помочь представителям естественных наук более корректно применять те слова и термины, которые используются при проведении экспериментов и интерпретации полученных в них данных. Пример такого сотрудничества привел профессор Университета Флориды Альфред Миле в своем докладе «Свобода воли и нейронаука». Автор рассматривает ряд экспериментов, проведенных нейробиологами, которые были направлены на то, чтобы выяснить, как происходит инициация произвольных движений. Суть этих экспериментов в том, что на основе данных, полученных с помощью МРТ или ЭЭГ, можно с высокой степенью вероятности предсказать, правой или левой рукой в определенных заданных условиях будет произведено движение. Ряд ученых делает из этого вывод о том, что раз по активности мозга можно распознать, какое движение будет совершено, то свободы воли не существует. Работа философа в данном случае состоит в том, чтобы понять, действительно ли из этих экспериментов следует вывод о том, что свободы воли не существует? Должны ли мы пересмотреть свое представление о том, что такое свобода воли? Совместима ли свобода воли с физическими законами? Профессор Миле проводит анализ полученных в экспериментах данных и показывает, что на самом деле в них нет того, на основании чего можно было бы сделать вывод об отсутствии свободы воли. И не стоит торопиться с выводами, а следует осторожнее подходить к данным вопросам и уточнить, что мы на самом деле понимаем под свободой воли и какие эксперименты могли бы опровергнуть ее наличие.
«Если классическая философия представляла сознание в виде отдельной нематериальной субстанции, то современная философия считает сознание частью природы. Если сознание — это часть природы, то оно подчиняется природным законам, и мы обязаны эти законы знать. Даже если современная наука не может дать законченное натуралистическое объяснение работы сознания, то мы, философы, по крайней мере, должны быть знакомы с современными научными представлениями на этот счет», — рассказывает о том, зачем философам знать биологию, один из организаторов конференции, заведующий кафедрой философии науки и техники СПбГУ д. филос. н. Данил Николаевич Разеев. Сам он выступил на конференции с довольно смелой идеей о том, что понятие «личность» имеет смысл только тогда, когда оно относится не к одному конкретному человеку, а к группе людей, то есть входит в коллективный словарь понятий, таких как «семья», «нация», «группа людей, объединенных общими интересами». А то, что имеет так называемую перспективу первого лица, не личность, а организм, наше физическое тело, которое всегда находится в определенной точке пространства и времени и испытывает непосредственные переживания. Личность, по словам Данила Николаевича Разеева, это некая история, которую мы придумываем о себе, подобно тому, как мы собираем историю своей семьи или нации.
«Мы, философы, можем позволить себе рассуждать о том, о чем не решится рассуждать нейроученый или психолог», — описывает Данил Николаевич Разеев роль философии в вопросе изучения одного из самых важных вопросов современной науки — человеческого сознания.
Справка: Конференция «Онтология субъективности: самость, личность, организм» (Ontology of Subjectivity: Selves, Persons, Organisms) стала третьей по счету конференцией на тему философии сознания, которая проходит в СПбГУ. Участниками этих мероприятий были такие выдающиеся ученые, как профессор Калифорнийского университета (Беркли) Джон Серль, автор известного мысленного эксперимента «Китайская комната», нейробиолог, член-корреспондент РАН Константин Владимирович Анохин, директор центра изучения субъективности Копенгагенского университета профессор Дэн Захави, профессор, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская, руководитель отделения психопатологии университетской клиники Гейдельбергского университета профессор Томас Фукс и др.
Философия сознания — относительно молодая область современной философии, которая сформировалась в середине прошлого столетия после публикации в 1949 году работы Гилберта Райла «Понятие сознания» («The concept of mind») в которой автор объяснял, что до сих пор философия неверно определяла, что такое сознание, считая его чем-то умозрительным, отделенным от тела. После этой публикации возникло много вопросов, не все философы были готовы отказаться от классических представлений. К примеру, возник вопрос о соотношении субъективного и объективного: как нам объективными способами изучать то, что дано нам субъективно, из так называемой перспективы первого лица? Именно проблеме отношений субъективности и объективности посвящена нынешняя конференция.