В СПбГУ состоялась процедура аккредитации пяти образовательных программ
В Санкт-Петербургском университете прошел выездной этап международной и профессионально-общественной аккредитации основных образовательных программ СПбГУ сразу по четырем направлениям: «Картография и геоинформатика», «Туризм», «Программирование и информационные технологии» и «Прикладные математика и физика».
Интенсивная двухдневная работа экспертов, приглашенных Агентством по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), началась со знакомства с общей структурой и основными принципами работы первого в России университета. Проректор СПбГУ по учебно-методической работе Марина Лаврикова отметила важность для Санкт-Петербургского университета внешней оценки.
Для нас аккредитация — это, с одной стороны, желаемое событие, поскольку мы постоянно совершенствуем наши программы, а с другой — нам необходимы конструктивные рекомендации и критические замечания экспертов, чтобы учитывать их в работе.
Проректор СПбГУ по учебно-методической работе Марина Лаврикова
Марина Юрьевна также подчеркнула, что, несмотря на то, что все проверяемые программы разные, с точки зрения администрирования все они разрабатываются и реализуются в единой университетской образовательной среде.
Во время встречи с представителями администрации СПбГУ члены комиссии смогли задать вопросы о самых разнообразных сторонах образовательного процесса Университета: от взаимодействия с работодателями и организации работы с выпускниками до кадровой политики и участия студентов в жизни вуза. Директор АККОРК Эрика Соболева отметила, что во время проверки эксперты стараются рассмотреть как можно больше сторон образовательного процесса.
Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) — включенная в реестр Рособрнадзора независимая организация, с 2005 года работающая в сфере гарантий качества профессионального образования. АККОРК является членом Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA), а также Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE), Азиатско-тихоокеанской сети по гарантиям качества образования (APQN), Сети агентств гарантий качества высшего образования Центральной и Восточной Европы (CEENQA).
«Прежде всего нам важно оценить, насколько программы отвечают запросам современного рынка труда. Также в состав каждой комиссии входят представители международного профессионального сообщества, которые, в свою очередь, определяют, соответствует ли качество результатов обучения лучшим международным практикам», — подчеркнула Эрика Юрьевна. К оценке качества аккредитуемых образовательных программ были привлечены такие известные в международном образовательном сообществе и профессиональной среде эксперты, как доктор Сара Таннер (доцент кафедры математики и вычислительных наук Дандолкского технологического института, Ирландия), Гаральд Хафнер (топ-менеджер компании Hotmama (Hospitality & Tourism Marketing Management), президент Клуба туристической индустрии Австрии), Карл Донерт (директор Европейского центра качества, президент Европейской ассоциации географов EUROGEO), доктор Эдуард Петленков (кафедра компьютерных систем, руководитель Центра интеллектуальных систем Таллиннского технологического университета, член Совета оценки квалификации в области информационных технологий и телекоммуникаций при правительстве Эстонии).
Процедура проверки каждой отдельной программы стандартизирована и включает в себя следующие блоки: интервьюирование научных руководителей программ, встречи с преподавателями, студентами, выпускниками и работодателями-партнерами. Помимо этого, члены комиссии посещают лекционные и практические занятия, знакомятся с материально-технической базой — отраслевыми отделами библиотеки, аудиторным фондом, лабораториями и компьютерными классами.
Одной из особенностей работы, выполняемой экспертной группой, является то, что сначала она опрашивает младших обучающихся, а затем — представителей выпускных курсов. По словам экспертов, такая методика позволяет проследить, как меняются мотивация и взгляд на образование студентов во время обучения. Так, уже во время заключительного совещания региональный директор по маркетингу и PR итальянского девелоперского холдинга Domina Group Наталия Белякова отметила у студентов высокий уровень лояльности к alma mater, который по мере погружения в образовательный процесс не снижается, а, наоборот, возрастает.
В ходе встречи с работодателями членов комиссии прежде всего интересовало, насколько быстро происходит адаптация выпускников программ на предприятиях, а также их рекомендации по дополнению учебных планов. Представители профессионального сообщества оказались единодушны в том, что в учебном процессе мало времени отводится на практические занятия. Однако, по мнению президента Санкт-Петербургской ассоциации геодезии и картографии Анатолия Богданова, именно фундаментальность образования является основным преимуществом универсантов. «Мы с коллегами из других организаций уже убедились, что в СПбГУ готовят универсальных специалистов в области картографии, работать с которыми легче, чем с выпускниками других вузов», — считает Анатолий Станиславович.
По окончании визита во время заключительной встречи с администрацией СПбГУ члены аккредитационных комиссий поделились первыми впечатлениями и поблагодарили представителей Университета, без прикрас показавших весь образовательный процесс. Такой подход к проверке качества обучения, по словам директора АККОРК Эрики Соболевой, значительно упрощает процедуру аккредитации и позволяет предоставить адекватные рекомендации по совершенствованию образовательных программ.
Результаты экспертизы АККОРК используются объединениями работодателей и профессиональными сообществами при принятии решения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Эксперты высказали множество замечаний и рекомендаций, при том что в целом отметили высокий уровень образовательных программ СПбГУ. Среди преимуществ, выделенных членами комиссии, — высокий уровень владения английским языком. Другой важный вопрос — увеличение часов практики. Во время процедуры аккредитации эксперты отметили некоторые противоречивые взгляды обучающихся, которые высказали пожелания о включении в программы более узкоспециализированных курсов, и работодателей, ценящих базовые познания. «Достижение баланса между фундаментальными знаниями и прикладными навыками — одна из самых важных и сложных задач, которая решается при разработке учебного плана любой программы Санкт-Петербургского университета. Найти эту золотую середину и соблюдать ее — наша самая главная задача», — подвела итог совещания проректор СПбГУ по учебно-методической работе Марина Лаврикова.
Пока эксперты высказали предварительные результаты проверки пяти программ СПбГУ. В ближайшие несколько месяцев членов комиссии ждет кропотливая работа с документами, по итогам который уже будет составлен окончательный отчет.
Агентство уже не в первый раз организует подобную процедуру в Университете — в 2017 году успешно прошли профессионально-общественные и международные аккредитации программы «Бизнес-информатика», «Информационная бизнес-аналитика», «Свободные науки и искусства», а также программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Международные отношения».