В СПбГУ открылась «Рождественская выставка» работ универсантов

В здании Двенадцати коллегий развернулась рождественская мистерия. Настроение праздника универсантам создали творческие работы преподавателей и студентов образовательных программ направления «Искусство».

На открывшейся в выставочном зале рождественской экспозиции можно увидеть художественные произведения, выполненные в различных техниках и стилях — живопись и графика, рельеф и горячая эмаль, монументальное искусство и архитектура.

Эта выставка наглядно показывает диапазон возможностей наших преподавателей, демонстрирует их пристрастия, умения, знания и, конечно же, любовь к искусству и к своим ученикам.

Куратор экспозиции, заслуженный художник РФ, профессор Иван Уралов

Произведения мастеров совмещают поиски как современного художественного языка, так и новых смыслов. Объединяющей темой выставки стало Рождество, которое, однако, на каждом из полотен приобретает свое, авторское прочтение. Так, уют зимних петербургских вечеров передают картины Владимира Ветрогонского и Нафтали Абрамова, атмосферу семейного события воссоздают на своих холстах Светлана Кобышева-Кузьмина и Ольга Денисенко, а картины Рамзии Зиннатовой напоминают о ярком, торжественном антураже празднества. Герои Петра и Ларисы Конниковых — Пьеро, Коломбина и Арлекин — несмотря на сочные краски, пронизывают ощущением светлой задумчивой грусти.

С работами, выполненными в жанре фигуративной (предметной) живописи, словно полемизируют абстракции Владимира Загорова, Александра Загоскина, Ольги Гуриной, Константина Старцева и Ольги Герр. На фоне их живописных работ необычной техникой выделяются хрупкие барельефы Латифа Казбекова, филигранные ксилографии Сергея Швембергера, монохромная графика Петра Татарникова и Тамары Левандовской, «итальянский» витраж Ирины Цымбал и «солнечная» эмаль Ивана Дьякова. Ряд авторов обратился к священным сюжетам. Так, Наталья Белова подготовила диптих «Мария» и «Иосиф», а ангелы и святые на картинах Евгения Ячного, Андрея Филиппова и Чермена Гугкаева создают у зрителя поистине мистическое впечатление.

Особое место на экспозиции заняли проекты архитектурно-художественного облика православных церквей. Татьяна Ласка представила эскизы к мозаикам пещерного храма Псково-Печерского монастыря, а Иван Уралов — архитекторские решения по проектированию храмов Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Блаженной Ксении Петербургской в Сестрорецке. Художественное убранство последней поручено Светлане Кобышевой-Кузьминой. На выставке она продемонстрировала «Чудеса исцеления» — эскиз росписи северной стены церкви.

Ярким украшением рождественской экспозиции стала традиционная выставка «Елки», экспонатами которой стали созданные студентами-дизайнерами арт-объекты: праздничные открытки, а также экспериментальные авторские трактовки знакомого с детства новогоднего символа. Материалом для создания елок послужили ракушки, винные пробки, сухие цветы, карандаши, орехи, зонтики для коктейлей, перья, мармеладные медведи и даже металлические клипсы для хлебных пакетов. Обладателем необычной елки может стать любой меценат. Во время выставки проводится благотворительная акция — средства перечисляются в фонд «Б.Э.Л.А.», помогающий «детям-бабочкам», больным буллезным эпидермолизом. Выставка-аукцион продолжит работу до 11 января.

Буллезный эпидермолиз — редкое хроническое наследственное заболевание, главным признаком которого является крайне высокая уязвимость кожи даже к незначительному механическому воздействию. Из-за сходства кожи больного с хрупким крылом бабочки буллезный эпидермолиз называют болезнью «детей-бабочек». В силу того, что этот недуг встречается достаточно редко, благотворительные организации, специализирующиеся на поддержке «детей-бабочек», не получают государственной финансовой поддержки и могут рассчитывать только на помощь жертвователей и добровольцев. В их число универсанты входят уже восемь лет.

Художественный руководитель проекта, член Союза художников и Союза дизайнеров России, преподаватель СПбГУ Тамара Левандовская отметила, что в этом году для проекта было подготовлено рекордное количество объектов. «Популярность „Елок“ говорит не только об интересе студентов к креативным практикам, но и об их социальной ответственности. Выставка становится не просто демонстрацией творческих успехов, но и дарит праздник окружающим», — подчеркивает Тамара Левандовская.