Специалисты СПбГУ разработали уникальную методику воссоздания древних фресок
В Санкт-Петербургском университете продемонстрировали живописные реконструкции утраченных фресок церкви Спаса на Нередицком холме, построенной более 800 лет назад. Специалисты СПбГУ в области искусства рассказали о разработанной в Университете уникальной методике воссоздания древнерусских памятников.
Церковь Спаса на Нередице — один из самых знаменитых памятников монументальной живописи, без которого сегодня невозможно представить древнерусскую культуру. Храм, построенный в 1198 году, во время Великой Отечественной войны был разрушен практически до основания. После многочисленных бомбежек под завалами сохранилось лишь 15 % росписи церкви, а фрагменты фресок представляли собой 325 тысяч мелких обломков. Большинство из них были утрачены из-за неправильного хранения, поэтому реставраторам пришлось проделать титаническую работу, чтобы хотя бы приблизиться к внутреннему облику церкви.
Проект «Связь времен» реализуется в Санкт-Петербургском государственном университете с 2006 года. В нем принимают участие специалисты СПбГУ из различных областей, а также приглашенные эксперты из Государственного Русского музея, Новгородского музея-заповедника, Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Проекту оказывает поддержку Мариинский театр и декан Факультета искусств СПбГУ Валерий Гергиев.
Несмотря на огромные усилия реставраторов новгородского музея, в интерьере храма были восстановлены только две композиции: «Ктиторская» и «Святая Великомученица Иулиания». Однако полностью воссоздать внутреннее убранство церкви сегодня невозможно — слишком мало уцелевших фрагментов. Сегодня дать людям возможность увидеть лучшие образцы живописи XII века может только живописная реконструкция — уникальный метод, с помощью которого специалистам СПбГУ в рамках проекта «Связь времен» удалось воссоздать фрески церкви Спаса на Нередице и приступить к реконструкции росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.). На данный момент никто, кроме художников Университета, не использует данную технологию из-за ее сложности, однако именно этот способ делает реконструкцию максимально достоверной.
«Воссоздание фресок — очень трудоемкий процесс, ведь мы пытаемся максимально достоверно передать каждую деталь, — рассказала руководитель проекта "Связь времен", старший преподаватель СПбГУ Татьяна Ласка. — Особенностью данного проекта, в отличие от распространенной практики условного приближения к документальным материалам, является максимальное приближение реконструкции к виду памятника в его первоисточнике, документальность, непосредственно позволяющая использовать результаты, в том числе и в дальнейшей практической работе по реставрации объекта».
Полотна уже представили широкой публике на Московском Пасхальном фестивале, а с 7 мая результаты работы художников смогут увидеть и петербургские зрители в рамках выставки «Связь времен», которая откроется в Мариинском театре.
Только в СПбГУ может быть реализован подобный междисциплинарный проект, который объединяет специалистов в области монументального искусства, архитектуры, реставрации, истории, искусствознания. Основными участниками проекта, создателями реконструкции являются художники-живописцы. Историк может нам сказать, где найти те или иные материалы, то же касается реставраторов, специалистов в области компьютерной графики и других экспертов. Церковь Спаса на Нередице была построена более восемь веков назад и за это время претерпела многие перемены — пережила как этапы расцвета, так и трагические времена. Но мы надеемся, что с каждым днем нашей работы памятник возвращается к жизни.
Старший преподаватель СПбГУ Татьяна Ласка
Процесс воссоздания рисунка состоит из нескольких этапов: первый — исследовательский, во время которого специалисты собирают документальные материалы (черно-белые фотографии, цветные копии фресок, созданные еще до начала Великой Отечественной войны, реставрационные материалы и археологические отчеты и т. д.). Затем художники приступают к воссозданию живописи на холстах в реальном масштабе и в форме, максимально приближенной к подлиннику. И только потом на свет появляются уникальные художественные композиции в масштабе 1:1. В этой непростой работе принимают участие специалисты в области монументального искусства, архитектуры, реставрации, истории и искусствознания. Благодаря их кропотливому труду на данный момент удалось восстановить уже около 30 % уникальной росписи церкви Спаса на Нередицком холме.
Главным экспонатом московской выставки в холле Концертного зала имени П. И. Чайковского стала реконструкция фрески «Страшный суд». Как выяснили художники в процессе воссоздания рисунка, его сюжет и атмосфера оказались не такими мрачными и пугающими, как считалось ранее, а наоборот — достаточно светлыми и вдохновляющими.
Экспозиция в Мариинском театре станет своего рода продолжением выставки, которая 1 мая открылась в рамках XV Московского Пасхального фестиваля. Как отметила Татьяна Ласка, полотна вызвали большой интерес у публики, поэтому было решено представить уникальную работу и петербургским зрителям. Они увидят другие, не менее значимые работы специалистов СПбГУ: две живописные реконструкции фресок «Крещение» и «Рождество Христово», воссозданные в реальном размере на холстах (3 на 5 метров). В экспозицию также войдут аутентичные копии древнерусских фресок.
К тому же посетителям представят информационные планшеты, рассказывающие об истории восстановления церкви. Гости выставки смогут своими глазами увидеть, как ценнейший памятник древнерусского искусства был трагически разрушен во время Великой Отечественной войны и как много времени понадобилось художникам и реставраторам, чтобы хотя бы частично восстановить уникальное убранство храма.