В представительстве СПбГУ в Молдове рассказали, как строить карьеру в эпоху перемен
В представительстве Санкт‑Петербургского университета в Республике Молдова прошла онлайн‑лекция, посвященная ключевым аспектам карьерного роста в условиях быстро меняющегося рынка труда.
Кандидат психологических наук, доцент СПбГУ Марина Дмитриевна Петраш (кафедра психологии развития и дифференциальной психологии) рассказала о ресурсах, необходимых для успешного преодоления кризисных периодов в профессиональной жизни.
В качестве теоретической основы, определяющей контекст современного становления компетентного специалиста, лектор предложила концептуальное осмысление многополярного мира, характеризующегося распределением власти и влияния между несколькими крупными центрами. Как подчеркнула психолог, международные организации и альянсы создают уникальные условия для развития профессиональной деятельности. В то же время важными компонентами успешной карьеры становятся культурное разнообразие и многосторонняя дипломатия, для которых необходимы специалисты с высокой межкультурной компетентностью и навыками эффективной коммуникации в глобальном контексте.
Представительство СПбГУ в Республике Молдова, созданное на базе Славянского университета, начало свою работу в апреле прошлого года. Тогда состоялась первая открытая лекция «Российско-молдавские коммуникативные связи: исторический аспект», которую прочитал доцент СПбГУ, кандидат филологических наук Сергей Николаевич Ущиповский (кафедра истории журналистики).
Доцент СПбГУ рассмотрела профессиональное развитие не просто как линейное продвижение по карьерной лестнице, но и как динамичный процесс трансформации. Речь идет о глубоких изменениях психических функций и свойств личности, возникающих в тесном взаимодействии с профессиональной средой. Этот процесс включает в себя как формальное образование, так и активную практическую деятельность, требующую постоянной реакции на новые вызовы. В связи с этим закономерно возникают неизбежные кризисные этапы, когда пересматриваются цели и ключевые ценности, меняется карьерная траектория. По словам Марины Дмитриевны, именно в эти моменты, сопряженные с активизацией адаптационных процессов и внутренними изменениями, открываются новые возможности для самореализации и дальнейшего роста.
В рамках онлайн‑лекции Марина Петраш представила структурированный анализ этапов профессионального развития, коррелирующих с периодами взрослости. Рассматривая ранний этап, лектор выделила ключевые стадии, определяющие становление компетентного специалиста. Так, первые три года трудовой деятельности молодой профессионал адаптируется к рабочему коллективу и преодолевает напряжение из‑за ожиданий. Стадия интернала (3‑5 лет стажа) характеризуется формированием социально‑профессионального статуса и столкновением с кризисом карьерного роста, стимулирующим поиск новых возможностей самореализации.
Средняя взрослость — время, когда профессионал достигает периода мастерства, предполагающего высокий уровень выполнения профессиональных обязанностей, формирование устойчивой профессиональной самооценки и актуализацию проблем дальнейшего развития.
Этап, когда специалист становится наставником, передавая свой опыт новому поколению сотрудников, психолог определила как период поздней взрослости. На этой стадии человек может свободно управлять несколькими профессиями и решать задачи творческого самоопределения. Тем не менее переход к пенсионному возрасту рассматривался экспертом как потенциальный кризис, обусловленный потерей значительной части профессиональной идентичности и утратой одной из составляющих жизненного опыта.
Обозначив потенциальные сложности, сопутствующие этапам профессионального развития, доцент СПбГУ обратилась к ключевым факторам, способствующим успешному карьерному росту в условиях многополярного мира. Она подчеркнула, что для преодоления вызовов и реализации потенциала необходимо уделять внимание непрерывному образованию, развитию гибких навыков, освоению современных технологических инструментов и умению работать с новыми информационными системами.
В завершение Марина Петраш отметила, что сегодня успех в карьере определяется не только компетенциями, но и способностью выстраивать прочные связи, подстраиваться под меняющиеся условия и эффективно работать в многоуровневой среде. Развитие навыков межличностного общения и активный нетворкинг становятся ключом к достижению поставленных целей и профессиональных высот.
Ранее в представительстве СПбГУ прошла лекция о современном сетевом сленге и его роли в повседневной речи. Об актуальных изменениях в лексике русского языка рассказала кандидат филологических наук, доцент СПбГУ Кира Александровна Щукина (кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания). Кроме того, в представительстве запланированы и другие мероприятия, анонсы которых можно найти в разделе «Календарь событий».