Учащиеся из 16 регионов России приняли участие в Олимпиаде школьников по истории инженерного дела
Санкт-Петербургский университет совместно с Центральным музеем железнодорожного транспорта РФ подвел итоги третьего сезона Олимпиады школьников по истории инженерного дела и на торжественной церемонии наградил ребят, ставших победителями и призерами. В этом году исследовательский конкурс был посвящен мостам и отечественному мостостроению.
С приветственным словом к обладателям призовых мест обратился первый проректор по молодежной политике и организации приема СПбГУ Александр Бабич. Он поблагодарил музей и участников олимпиады за проделанную работу и отметил важность совместного проекта Санкт-Петербургского университета и Музея железнодорожного транспорта, который продолжает развиваться и привлекать все большее количество молодых талантливых исследователей.
С начала нашего сотрудничества в 2020 году мы успешно провели множество совместных мероприятий, которые позволили школьникам прикоснуться к страницам отечественной истории. Подобные проекты служат сохранению исторической правды и памяти, и мы будем продолжать совместную работу в этом направлении.
Первый проректор по молодежной политике и организации приема СПбГУ Александр Бабич
Доценты СПбГУ Елена Беседина и Татьяна Буркова, возглавляющие жюри олимпиады, отметили, что большая часть представленных на конкурс работ носили прикладной характер: помимо подготовки научно-исследовательского труда, участники также создавали модели паровозов, мостов и других сооружений.
Программа Олимпиады школьников по истории инженерного дела включала широкий спектр тем — от биографий выдающихся деятелей отечественного мостостроения и их вклада в строительство путей сообщения и городских набережных до вопросов, касающихся архитектурных и инженерных решений по организации мостовых конструкций. Немаловажным стало и то, что большинство работ молодых исследователей касались истории развития науки и техники их родного края: Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Ярославля и других городов и регионов России.
Санкт-Петербургский университет и Центральный музей железнодорожного транспорта России сотрудничают в области образования с 2020 года. В рамках партнерского взаимодействия была организована выставка «Преодолевая лед забвения», представляющая Байкальскую переправу как уникальный феномен инженерного искусства, яркое и героическое явление национальной истории. Также были подготовлены экспозиции «У истоков стальных магистралей России» и «Стальной путь блокадного Ленинграда. К 80-летию открытия легендарной Дороги Победы».
Обладателем первого места, получившим наивысший балл по итогам суммы очков за отборочный и заключительный этапы, стал обучающийся 9 класса лицея № 136 имени Героя РФ Сидорова Романа Викторовича Гордей Пахневский. Его научно-исследовательская работа посвящена истории мостов и переправ Новосибирска. «Благодаря участию в олимпиаде я узнал много нового о родном городе. Мне вообще кажется, что молодому поколению, к которому отношусь и я, важно осознавать себя связующим звеном в истории, знать свои корни, изучать интересные факты своего края. Это дает каждому человеку надежную опору в жизни», — объяснил выбор темы для конкурса Гордей Пахневский.
Правительство подготовило стратегию органического производства в России до 2030 года
Второй результат показал постоянный участник олимпиады по инженерному делу Всеволод Слюсарев, который представлял академический лицей № 95 г. Челябинска. По его мнению, обладать призовым местом на этом конкурсе очень престижно — и своим результатом он гордится. Первые два сезона Всеволод Слюсарев становился призером, а в этом году оказался в числе интеллектуальных лидеров. Третье место среди победителей заняла Арина Капарулина (г. Ярославль).
Олимпиада школьников по истории инженерного дела проводится с 2020 года и является первым совместным проектом Санкт-Петербургского университета и Центрального музея железнодорожного транспорта. Тематика первых сезонов конкурса была связана со знаковыми для истории российских дорог датами: 170-летием и 185-летием со дня открытия соответственно Санкт-Петербурго-Московской железной дороги и Царскосельской железной дороги.
Директор Центрального музея железнодорожного транспорта РФ Владимир Мителенко подчеркнул необходимость привлечения школьников к истории, связанной с ключевыми фигурами, повлиявшими на развитие отечественного мостостроения. «В таких сооружениях, как мосты, явно прослеживается соединение техники и красоты. Поэтому сохранение памяти о событиях, людях, вписавших яркие страницы в мировую историю, и их изобретениях, имеет первостепенное значение», — отметил Владимир Мителенко. Он также обратил внимание присутствующих на значимость экспонатов музея для юных исследователей. Если изначально они были представлены с целью обеспечения образовательного процесса, то сейчас коллекционное наследие вдохновляет школьников на новые свершения.
Участники олимпиады получили памятные подарки от организаторов. Победителей и призеров также поздравили партнеры конкурса, которыми выступили один из крупнейших российских институтов, специализирующихся на проектировании транспортных объектов, АО «Мосгипротранс» и ведущая компания России по проектированию мостов и транспортных сооружений «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург».
Олимпиада по истории инженерного дела включена в Правила приема в Санкт-Петербургский государственный университет в 2023 году. Результаты интеллектуального соревнования будут учитываться при приеме на основные образовательные программы бакалавриата и специалитета СПбГУ. Победители и призеры конкурса могут получить три или пять баллов в качестве индивидуального достижения.
По окончании церемонии награждения сотрудники Музея мостов провели уникальную экскурсию для участников олимпиады по основной экспозиции и новым выставкам: «Содружество науки и красоты», посвященной известному инженеру-мостостроителю, историку архитектуры Андрею Львовичу Пунину, и «Юбилейные истории мостов Санкт-Петербурга».