Преодолевая лед забвения
В СПбГУ пройдет выставка «Преодолевая лед забвения», представляющая Байкальскую переправу как уникальный феномен инженерного искусства, яркое и, несомненно, героическое явление национальной истории.
Проект основан на свидетельствах очевидцев и современников, документах и фотографиях, создан Центральным музеем железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Ледокол Байкальской переправы «Байкал» входил в число самых современных кораблей начала XX века. Россия заказала его постройку английской фирме «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Компания». Корабль строился на заводе в Ньюкасле. Сам по себе проект «Байкала» был уникален — судостроителям предстояло создать корабль, который должен был колоть очень толстый байкальский лед, иметь корпус особой прочности и к тому же совместить в себе функции ледокола и парома. Было сделано все, чтобы обеспечить судну и людям безопасность. Сделали двойное дно, огромное число водонепроницаемых переборок; использовались лучшие марки сталей...
В период навигации ледоколы Байкальской переправы ежедневно совершали по две пары рейсов между пристанями западного и восточного берегов. Открытие линии Байкал — Танхой протяжённостью 42 км позволило увеличить число рейсов до 3–4 в сутки.
Когда на Тихом океане началась Русско-японская война 1904–1905 годов, и армада японского флота напала на единственную русскую эскадру, в этой далекой битве, в самом сердце Сибири приняли незримое участие корабли Байкальской переправы.
Память о работе байкальской переправы жива и спустя столетие. В коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации сохранилась модель парома-ледокола «Байкал». В 1900 году она экспонировалась в Париже на Всемирной выставке и представляет собой великолепный образец модельного искусства.