Теология в высшей школе. Проблемы, решения и перспективы
Состоялась IV международная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения». СПбГУ вместе с Научно-образовательной теологической ассоциацией выступил соорганизатором мероприятия, объединившего богословов, ученых и представителей государственной власти.
С приветствиями выступили митрополит Волоколамский Иларион и ректор СПбГУ Николай Кропачев и ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Андрей Третьяков.
Владыка Иларион зачитал приветствие гостям и участникам конференции патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он отметил, что понимание общегуманитарного и воспитательного значения теологии в вузах, ее тесной связи с литературой, историей, философией и другими предметами, формирующими мировоззрение молодого человека, сегодня особенно важно. «Осознание данной роли теологии и религиозных оснований культуры, несомненно, окажет влияние на сбережение духовно-нравственных ценностей и культурно-исторического наследия народов России, на укрепление гражданского согласия в нашей стране», — подчеркивается в обращении патриарха Кирилла. Именно поэтому, по его словам, необходимо заботиться о повышении качества теологического образования, открывать новые образовательные программы и научные специальности, а также поддерживать теологические и междисциплинарные исследования.
Говоря о работе по признанию теологии в качестве научной отрасли, митрополит Волоколамский Илларион подчеркнул, как важно удерживать в условиях существующих ограничений заданный темп развития. Он рассказал, что состав Научно-образовательной теологической ассоциации регулярно расширяется за счет новых участников, что свидетельствует об интересе к теологии не только в системе духовного образования традиционных конфессий, но и в светской системе.
Надеюсь, что совместными усилиями мы будем и дальше развивать теологию как одну из важнейших областей гуманитарного знания, и в этой работе с нами рука об руку будут идти представители традиционных конфессий со своими светскими коллегами и партнерами при неизменной поддержке государственного руководства в лице Администрации Президента.
Митрополит Волоколамский Иларион
Ректор СПбГУ, председатель Ассоциации ведущих университетов России, член-корреспондент РАН Николай Кропачев в своем выступлении подчеркнул, что теология — наука с глубокой историей: все старейшие университеты Европы, включая Парижский, Оксфордский и Кембриджский, вышли из богословской среды. «Примеров великое множество, а потому я с уверенностью могу заявить, что теологическая наука является неотъемлемой частью академического мира, причем не только за рубежом. Санкт-Петербургский университет также был известен своей богословской школой, — отметил Николай Кропачев. — Мы гордимся нашими учеными-богословами прошлого — Герасимом Павским, Хусаином Фаизхановым и многими другими. Замечу, что все они были не просто теологами, но и филологами, историками, юристами, потому как сама теология несет и воплощает в себе междисциплинарный подход». Ректор СПбГУ также рассказал о том, как сегодня в Университете реализуются образовательные программы в области теологии, проходят защиты кандидатских и докторских диссертаций.
В числе исследовательских направлений деятельности Центра исламских исследований СПбГУ: школа коранического гуманизма, школа исламского модернизма и неомодернизма, школа коранической рукописи и школа изучения традиций пророка Мухаммеда.
Об опыте защиты докторской диссертации по исламской теологии в государственном вузе рассказал руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, профессор Дамир Мухетдинов. «Хотелось бы подчеркнуть неслучайность того факта, что защита первой докторской диссертации по теологии прошла именно в Санкт-Петербургском государственном университете. Университет известен своей богатой традицией в области академического изучения ислама, восходящей к XIX столетию, — отметил докладчик. — Напомню, что после указа императора Николая I о прекращении преподавания восточных языков в Казанском императорском университете крупнейшие российские востоковеды того времени были переведены на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета — предшественник восточного факультета. Долгое время СПбГУ оставался единственным научно-образовательным учреждением в России, в котором развивалось востоковедное знание».
Дамир Мухетдинов заметил, что именно в Университете уже в XIX веке были заложены основы взаимовыгодного обмена между светской наукой и теологией. Основоположниками этого подхода стали первый декан восточного факультета Мирза Казембек, теолог и востоковед Хусаин Фаизханов, шейх, ставший профессором Университета, Мухаммед Айяд Тантави. По словам профессора Мухетдинова, появление возможности защиты теологических диссертаций в СПбГУ тесно связано с задачей по возрождению отечественной богословской школы ислама, о которой заявлял президент России Владимир Путин на встрече с духовными лидерами. Докладчик также рассказал о диссертациях по исламской теологии, готовящихся к защите в Университете.
В ходе двух дней конференции в пленарном заседании и серии круглых столов приняли участие около 200 человек из более чем 50 организаций, в том числе 30 вузов. Прозвучало 49 докладов. Обсужден широкий спектр вопросов, посвященных теологической науке и ее роли в современной жизни общества.
В рамках круглого стола «Развитие теологического образования: от истории к современности» доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН, председатель Кольского научного центра РАН, профессор СПбГУ и священник Сергей Кривовичев рассказал о взаимосвязи религии и естествознания.
Важность точных и естественных наук для современной цивилизации невозможно отрицать. Даже сегодня, в такое сложное время, наша встреча стала возможной благодаря цифровым технологиям. Безусловно, вопрос о месте теологии в таком технологичном мире стоит особенно остро.
Председатель Кольского научного центра РАН, профессор СПбГУ, священник Сергей Кривовичев
Во время своего доклада «Православие и естественные науки: проект междисциплинарного курса» профессор СПбГУ Сергей Кривовичев рассказал об учебном курсе «Христианская теология и современная наука», который он разработал в 2018 году для аспирантов кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. Впоследствии на его основе было создано учебное пособие, которое дает будущим теологам представление о современных принципах строения Вселенной и ее развитии, а также раскрывает принципы соотношения этих данных с христианской теологией. Как подчеркнул Сергей Кривовичев, в процессе формирования тех или иных научных парадигм происходило их теологическое осмысление.
«Наибольшая трудность заключается в том, чтобы, оставаясь верным догматическому учению церкви, придерживаться научной добросовестности. Как утверждал известный британский физик-теоретик и англиканский богослов Джон Полкинхорн, верующий естественник обладает бинокулярным зрением, которое позволяет рассматривать научную проблему сразу с нескольких сторон», — подытожил Сергей Владимирович.
Спикером круглого стола «Теология, наука, ценности» стала директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ, доктор филологических наук Аполлинария Аврутина. Она рассказала об осмыслении теологической компоненты в современной литературе.
На примере произведений турецкого романиста Орхана Памука можно заметить эволюцию настроений в мусульманском мире современной Турции, тогда как французский писатель Мишель Уэльбек, являясь сторонником европейского индивидуализма, заостряет внимание на конфликтах мировоззренческих ценностей.
Директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ Аполлинария Аврутина
Также в ходе конференции эксперты обсудили вопрос потенциала теологии в повышении эффективности правового регулирования труда. Фатима Ногайлиева, ассистент кафедры трудового и социального права СПбГУ, рассказала, что, по ее мнению, право может функционировать полноценно, если наряду с ним действует совокупность других регуляторов, включая, например, религиозные нормы.
Целенаправленное правовое регулирование несамостоятельного (управляемого работодателем) труда возникло не ранее XIX века, с расцветом капитализма, основой которого такой труд и является. Сегодня эксперты видят несколько глобальных тенденций: усиление договорных начал между работодателем и работником, уменьшение роли государства, а также индивидуализацию условий труда работника. Особенно заметно, по словам Фатимы, это стало во время пандемии — при определении условий труда стало учитываться большее количество обстоятельств, связанных с личностью каждого работника. Кто-то был вынужден оставаться на рабочих местах, другие же могли без проблем перейти на дистанционную работу.
Индивидуализация условий труда может выражаться и в желании работников проявлять свою религиозность. Сложности возникают в том случае, если удовлетворение работником своих религиозных потребностей встречает внешние препятствия в виде прямых или косвенных запретов работодателя. Из практики Европейского суда по правам человека следует, что такие запреты связаны с ношением религиозной символики и одежды, совершением молитвы в рабочее время, изменением трудовых функций. В таких случаях закон зачастую встает на сторону работодателя, а работник вынужден искать другие способы реализации своих способностей к труду.
По мнению юриста, помимо изменения правовой политики по этому вопросу, существует серьезный запрос на теологическое осмысление того, что представляет собой труд работника с его собственной точки зрения как религиозной личности. А кроме того, в постсоциалистическом российском сознании должна закрепиться идея о том, что трудовые отношения могут и должны регулироваться не только правовыми нормами, но и неизбежно испытывают на себе воздействие норм религиозных. Все это в совокупности может создать предпосылки и для изменения трудовых практик и правоприменительной деятельности, задав им более гибкие рамки.
При подведении итогов работы конференции «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения» профессор СПбГУ Игорь Тантлевский отметил, что при содействии Федерации еврейских общин России (ФЕОР) в СПбГУ несколько лет ведется работа по созданию образовательных программ по иудейской теологии. Так, с 2018 года проводится набор на программу аспирантуры «Иудейские классические религиозные источники». «Это первая аспирантская программа такого рода в государственных вузах России. Уже было произведено три успешных набора, в этом году состоялся первый выпуск двух аспирантов СПбГУ по иудейской теологии. На сегодняшний день это единственная функционирующая программа в Университете по теологии», — подчеркнул профессор Тантлевский. В планах — создание в СПбГУ полного цикла в области еврейского теологического образования: бакалавриат — магистратура — аспирантура. Сейчас магистерская программа уже готова к имплементации. Также Санкт-Петербургский университет издает международные рецензируемые журналы Judaica Petropolitana и The Jewish Speech, в которых публикуются статьи на русском, иврите и английском, в том числе коррелирующие с проблемами иудейской теологии.
В партнерстве с Иерусалимским университетом в 2019 году по инициативе преподавателей кафедры еврейской культуры в СПбГУ был создан Центр тестирования и сертификации по ивриту — первая и единственная структура такого рода в вузах России и странах ближнего зарубежья. Тогда же, уже по инициативе студентов, был создан студенческий Клуб еврейской культуры. А в октябре — декабре этого года СПбГУ в дистанционном формате проводит Международную школу для студентов и исследователей по еврейской философии со значительными материалами по иудейской теологии.