Татьяна Черниговская: «Разделение наук по цехам осталось в XX веке»
Как включить в подготовку будущих специалистов разные области знания, не превысив при этом существующие нормативы? Этот вопрос подняла директор Института когнитивных исследований СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования Татьяна Черниговская на круглом столе «Цифровизация в гуманитарном образовании», который состоялся онлайн в Общественной палате Российской Федерации.
Профессор СПбГУ отметила, что XXI веке мир стал другим не столько в связи с использованием технических средств общения и дистанционного формата преподавания, с которыми общество столкнулось за последний год в связи с пандемией, они лишь подчеркнули происходящую трансформацию. «Цивилизация как бы пошла по другой дороге: разделение наук по цехам осталось в XX, если не сказать в XIX веке. Факт формирования таких смежных областей знания, как биофизика, физикохимия или генная инженерия очевиден, как и необходимость трансформации классификации номенклатуры специальностей, ― отметила Татьяна Черниговская. ― Другой вопрос в том, что то, как она проходит, вызывает у нас чувство неудовлетворенности».
Татьяна Владимировна рассказала, что в область нейролингвистики и когнитивной науки, еще недавно считавшихся экзотическими, на равных правах входят лингвистика, когнитивная психология, нейронауки, речевые технологии, наука об искусственном интеллекте, а также философия, помогающая правильно поставить вопросы и интерпретировать ответы.
Языком занимается много разных специалистов — столько же, сколько его аспектов, если игнорировать один из них — например, тот, в котором мы работаем с коллегами, то наука о мозге просто будет развиваться неправильно.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская
«Люди, которые, условно говоря, "все знают про мозг", не могут не знать, что такое фонема и морфема, что такое человеческий язык и в чем заключается его отличие от других коммуникационных систем, которыми пользуются все живые существа», — говорит Татьяна Черниговская.
По словам Татьяны Владимировны, без взаимопроникновения разных областей знания сегодня обойтись невозможно: знание лингвистики необходимо специалистам в области распознавания и синтеза речи, которая представляет один из аспектов науки об искусственном интеллекте, кроме того, минимальная лингвистическая осведомленность речевых терапевтов или логопедов повышает вероятность совершения прямых ошибок не только в научной, но, что намного опаснее, практической деятельности. Даже школьным учителям необходимо знать о психологии детей больше, чем они узнают во время своего обучения.
«Необходимость привлечения разных областей знания в подготовку специалистов, формально называющихся лингвистами, историками, биологами или психологами, назрела очень давно. Что с этим делать — вопрос не тривиальный, поскольку существуют нормативы часов, которые мы не можем увеличивать. Это значит, что перед нами встает необходимость отсева, отбора специальностей, ― сказала Татьяна Черниговская, подводя итоги. ― Мы должны придумать алгоритм, который позволит найти выход из этой ситуации».