Студенты СПбГУ создают экспресс-тест для определения рака молочной железы по слюне
Рак молочной железы является самым распространенным онкологическим заболеванием среди женщин во всем мире. Для того чтобы пройти диагностику, требуется обязательное посещение медицинского учреждения. Однако в современном мире, разрываясь между работой и семьей, женщины не всегда могут найти для этого время. Участницы команды Be Safe, вышедшей в финал конкурса «Start-up СПбГУ — 2020», работают над созданием экспресс-теста, который призван решить эту проблему.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на рак молочной железы приходится 16 % всех случаев онкологических заболеваний среди женщин. Статистика пугающая — в 2004 году от рака молочной железы умерли 519 000 заболевших. При этом если в Северной Америке, Швеции и Японии показатели выживаемости доходят до 80 %, то в странах с низким уровнем дохода они достигают всего 40 %. По мнению специалистов, причины высокой смертности в менее развитых странах объясняются выявлением заболеваний на поздних стадиях.
В России доступно несколько методов диагностики рака молочной железы: маммография, УЗИ, МРТ и биопсия. У каждого из них свои достоинства и недостатки, но общим является то, что для их прохождения женщине необходимо найти время и посетить медицинское учреждение.
«Большинство женщин не обратится за диагностикой, если у них нет никаких симптомов. Именно поэтому мы решили создать экспресс-тест, с помощью которого получить информацию о наличии рака молочной железы можно будет не выходя из дома», — рассказывает капитан команды Be Safe, студентка третьего курса программы «Реклама и связи с общественностью» Алина Иванова.
У нашего метода очень высокая точность — 92 %
Капитан команды Be Safe Алина Иванова
Авторами идеи стали два других члена команды — Анна Макарова и Дарья Хвостикова, обучающиеся на пятом курсе по программе «Лечебное дело». На это их вдохновила научная публикация, посвященная определению рака по слюне. Эта возможность появилась благодаря схожести молочной и слюнной желез по ряду параметров и, как следствие, наличию в слюне больных женщин девяти онкомаркеров — специфических веществ, которые возникают при появлении опухолей: CA6, S100A8, CSTA, GRM1, TPT1, GRIK1, H6PD, IGF2BP1и MDM4.
«Конечно, наш метод очень удобен, но это не самое главное. Куда важнее обнаружить рак молочной железы как можно раньше. Это значительно повышает вероятность успешной борьбы с заболеванием. На ранних стадиях возможно хирургическое вмешательство, которое позволяет излечить женщину. На поздних стадиях операции могут только продлить жизнь пациентке», — отмечает Алина Иванова.
Экспресс-тест представляет собой бумагу с мембраной, где находятся специальные антитела, задача которых выявить наличие онкомаркеров. Пользователь помещает слюну на тест с помощью специальной пипетки, которая также входит в набор. Результат будет готов спустя пятнадцать минут: одна полоска — отрицательный, две — положительный.
«Если результат положительный, женщина должна обязательно обратиться к врачу. Несмотря на то, что точность у теста очень высокая, она не стопроцентная и, конечно, необходима дополнительная диагностика», — поясняет Алина Иванова.
Создатели методики отмечают, что не нашли подобной ей ни в России, ни за ее пределами. При этом они не сомневаются в востребованности экспресс-теста. Способствует этому и мода на здоровый образ жизни, и постоянная нехватка времени в мегаполисе. Однако, как это часто бывает, на пути реализации проекта возникли определенные проблемы. Самая серьезная из них — сложности в создании опытного образца.
«Антитела, которые мы планируем использовать, достаточно специфичны и стоят дорого. Поэтому реализовать наш проект без помощи крупных компаний, специализирующихся на производстве экспресс-тестов и антител, не представляется возможным. Мы уже начали переговоры с некоторыми из них», — рассказывает Алина Иванова.
Конкурс «Start-up СПбГУ» проходит в Университете уже в пятый раз. Команды, представившие самые наукоемкие и коммерчески перспективные бизнес-модели, получат денежные призы от эндаумент-фонда СПбГУ. Первое место принесет 300 000 рублей, второе — 200 000 рублей, а третье — 100 000 рублей. Кроме того, двум победившим командам могут предложить создать совместно с Университетом малые инновационные предприятия. Гранты на их развитие составят 1 000 000 и 700 000 рублей. Подробную информацию о конкурсе «Start-up СПбГУ — 2020» можно узнать на сайте эндаумент-фонда СПбГУ.
Кроме нее, Анны Макаровой и Дарьи Хвостиковой над проектом работают Юлия Долматова (третий курс, «Реклама и связи с общественностью») и Яна Бучковски (третий курс, «Менеджмент»). Научным руководителем команды стала доцент кафедры физиологии СПбГУ Ирина Астратенкова.
В финале Be Safe представит законченный бизнес-план со всеми расчетами, а также макет теста. Кроме того, они планируют ознакомить жюри с заключением о проекте практикующих онкологов.
«Конкурс "Start-up СПбГУ — 2020" помогает молодым специалистам из совершенно разных областей объединиться и сделать что-то общее. В процессе каждый из нас научился чему-то новому. Например, для маркетологов и экономистов было очень важно узнать о научной составляющей бизнес-проектов, а для будущих врачей — об экономической», — считает Алина Иванова.