Студенты СПбГУ создают экспресс-тест для определения рака молочной железы по слюне
![](/sites/default/files/styles/image1250/public/be_safe.jpg?itok=Yz6Gjb0j)
Рак молочной железы является самым распространенным онкологическим заболеванием среди женщин во всем мире. Для того чтобы пройти диагностику, требуется обязательное посещение медицинского учреждения. Однако в современном мире, разрываясь между работой и семьей, женщины не всегда могут найти для этого время. Участницы команды Be Safe, вышедшей в финал конкурса «Start-up СПбГУ — 2020», работают над созданием экспресс-теста, который призван решить эту проблему.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на рак молочной железы приходится 16 % всех случаев онкологических заболеваний среди женщин. Статистика пугающая — в 2004 году от рака молочной железы умерли 519 000 заболевших. При этом если в Северной Америке, Швеции и Японии показатели выживаемости доходят до 80 %, то в странах с низким уровнем дохода они достигают всего 40 %. По мнению специалистов, причины высокой смертности в менее развитых странах объясняются выявлением заболеваний на поздних стадиях.
В России доступно несколько методов диагностики рака молочной железы: маммография, УЗИ, МРТ и биопсия. У каждого из них свои достоинства и недостатки, но общим является то, что для их прохождения женщине необходимо найти время и посетить медицинское учреждение.
«Большинство женщин не обратится за диагностикой, если у них нет никаких симптомов. Именно поэтому мы решили создать экспресс-тест, с помощью которого получить информацию о наличии рака молочной железы можно будет не выходя из дома», — рассказывает капитан команды Be Safe, студентка третьего курса программы «Реклама и связи с общественностью» Алина Иванова.
У нашего метода очень высокая точность — 92 %
Капитан команды Be Safe Алина Иванова
Авторами идеи стали два других члена команды — Анна Макарова и Дарья Хвостикова, обучающиеся на пятом курсе по программе «Лечебное дело». На это их вдохновила научная публикация, посвященная определению рака по слюне. Эта возможность появилась благодаря схожести молочной и слюнной желез по ряду параметров и, как следствие, наличию в слюне больных женщин девяти онкомаркеров — специфических веществ, которые возникают при появлении опухолей: CA6, S100A8, CSTA, GRM1, TPT1, GRIK1, H6PD, IGF2BP1и MDM4.
«Конечно, наш метод очень удобен, но это не самое главное. Куда важнее обнаружить рак молочной железы как можно раньше. Это значительно повышает вероятность успешной борьбы с заболеванием. На ранних стадиях возможно хирургическое вмешательство, которое позволяет излечить женщину. На поздних стадиях операции могут только продлить жизнь пациентке», — отмечает Алина Иванова.
![](https://spbu.ru/sites/default/files/styles/image1250/public/onko_test.jpg?itok=XV808LHy)
Экспресс-тест представляет собой бумагу с мембраной, где находятся специальные антитела, задача которых выявить наличие онкомаркеров. Пользователь помещает слюну на тест с помощью специальной пипетки, которая также входит в набор. Результат будет готов спустя пятнадцать минут: одна полоска — отрицательный, две — положительный.
«Если результат положительный, женщина должна обязательно обратиться к врачу. Несмотря на то, что точность у теста очень высокая, она не стопроцентная и, конечно, необходима дополнительная диагностика», — поясняет Алина Иванова.
Создатели методики отмечают, что не нашли подобной ей ни в России, ни за ее пределами. При этом они не сомневаются в востребованности экспресс-теста. Способствует этому и мода на здоровый образ жизни, и постоянная нехватка времени в мегаполисе. Однако, как это часто бывает, на пути реализации проекта возникли определенные проблемы. Самая серьезная из них — сложности в создании опытного образца.
«Антитела, которые мы планируем использовать, достаточно специфичны и стоят дорого. Поэтому реализовать наш проект без помощи крупных компаний, специализирующихся на производстве экспресс-тестов и антител, не представляется возможным. Мы уже начали переговоры с некоторыми из них», — рассказывает Алина Иванова.
Конкурс «Start-up СПбГУ» проходит в Университете уже в пятый раз. Команды, представившие самые наукоемкие и коммерчески перспективные бизнес-модели, получат денежные призы от эндаумент-фонда СПбГУ. Первое место принесет 300 000 рублей, второе — 200 000 рублей, а третье — 100 000 рублей. Кроме того, двум победившим командам могут предложить создать совместно с Университетом малые инновационные предприятия. Гранты на их развитие составят 1 000 000 и 700 000 рублей. Подробную информацию о конкурсе «Start-up СПбГУ — 2020» можно узнать на сайте эндаумент-фонда СПбГУ.
Кроме нее, Анны Макаровой и Дарьи Хвостиковой над проектом работают Юлия Долматова (третий курс, «Реклама и связи с общественностью») и Яна Бучковски (третий курс, «Менеджмент»). Научным руководителем команды стала доцент кафедры физиологии СПбГУ Ирина Астратенкова.
В финале Be Safe представит законченный бизнес-план со всеми расчетами, а также макет теста. Кроме того, они планируют ознакомить жюри с заключением о проекте практикующих онкологов.
«Конкурс "Start-up СПбГУ — 2020" помогает молодым специалистам из совершенно разных областей объединиться и сделать что-то общее. В процессе каждый из нас научился чему-то новому. Например, для маркетологов и экономистов было очень важно узнать о научной составляющей бизнес-проектов, а для будущих врачей — об экономической», — считает Алина Иванова.