Студенты СПбГУ разрабатывают модульную платформу на базе беспилотного конвертоплана
В финале конкурса «Start-up СПбГУ — 2022» представили проект «Модульная платформа на базе конвертоплана». Разработка поможет менять конфигурацию летательного аппарата прямо в полете в зависимости от цели — будь это геологоразведка или доставка грузов. Студенты планируют представить симуляцию конвертоплана с автопилотом в ближайшие дни, а к ноябрю — создать полноценный опытный образец. Разработка станет достойной заменой импортным коптерам и беспилотникам с жестким крылом.
Особенности проекта
Одна из главных особенностей проекта — конвертоплан разрабатывается как беспилотный летательный аппарат. Кроме того, модульная платформа на базе конвертоплана позволяет легко интегрировать модули заказчика в систему конвертоплана, модифицируя его поведение или посылая данные, собираемые модулем, на землю. Это позволяет при наличии нужного модуля буквально в поле адаптировать аппарат под различные задачи.
Ожидается, что модульная платформа будет включать в себя программное обеспечение, состоящее из модуля автопилота, модуля ориентации в пространстве, модуля связи, а также шлюзов для подключения внешних пользовательских модулей, которые позволят изменять функционал летательного аппарата под конкретные задачи потребителя.
В России изобрели и запатентовали автопилот высокоманевренного летательного аппарата
Конвертоплан — это летательный аппарат, который работает в основном как самолет, но его основные роторы могут поворачиваться вокруг продольной оси крыла. В горизонтальном положении роторов он ведет себя как самолет, в вертикальном — как коптер. Круг задач, которые может выполнять конвертоплан, достаточно широк: от аэрофотосъемки, поисковых и мониторинговых задач экстренных служб до георазведки и доставки грузов.
Часто бывает, что потребителю требуется выполнить спектр задач, некоторые из которых нельзя совмещать в процессе одного полета. Например, нельзя поставить магнитометр, который фиксирует магнитные аномалии (они могут свидетельствовать о залежах руды), вместе с каким-нибудь прибором, излучающим магнитное поле, — показания магнитометра будут недостоверными. В таких случаях требуется изменить конфигурацию беспилотного летательного аппарата прямо в поле. Именно для этого и нужна модульная платформа.
Как появилась идея проекта
Ростех в 2023 году изготовит четыре опытных двигателя для самолета «Ладога»
«Изначальная идея проекта заключалась в том, чтобы просто создать конвертоплан, потому что конвертоплан уже само по себе звучит круто! Эта идея практически не представлена на рынке, но выглядит очень перспективной», — говорит Всеволод Кабриц, капитан команды, студент направления «Физика».
После беседы студентов с геофизиками выяснилось, что для магнитного картографирования в горах им не хватает именно такого аппарата, потому что конвертопланы используют в условиях сложного рельефа: в гористых местностях, которые представляют наибольший интерес для георазведки полезных ископаемых, в лесах и болотах, где невозможно построить взлетно-посадочную полосу. Позже команда пришла к выводу, что надо делать что-то модульное, чтобы в перспективе можно было расширить список клиентов.
Заказчики и поставки
У команды есть первые договоренности о сотрудничестве с компанией «ВИРГ Рудгеофизика», которая занимается геофизическими исследованиями. «Мы работаем над поиском и других потенциальных заказчиков», — отметил капитан команды. Студенты также провели анализ зарубежного и российского рынков и пока не нашли хотя бы отдаленно похожие на их решение варианты за приемлемую цену.
Конкурс «Start-up СПбГУ» проходит в Университете с 2016 года. В 2022 году команды, представившие самые наукоемкие и коммерчески перспективные бизнес-модели, получили денежные призы от эндаумент-фонда СПбГУ (Победителями конкурса «Start-up СПбГУ» стали две команды — Санкт-Петербургский государственный университет) в размере 350 000 рублей за первое место и 250 000 рублей за второе.
Авторы проекта ожидали, что текущая политическая ситуация повлияет на возможность закупки комплектующих, однако, как отмечают участники конкурса, оказалось, что в России немало дистрибьюторов, работающих с Китаем, где пока нет проблем с поиском необходимых материалов и электроники. В будущем команда собирается наладить поставки напрямую из Китая.
В состав стартап-команды вошли четыре студента-второкурсника. Двое из них — программисты: Всеволод Кабриц, по совместительству капитан команды, обучающийся по программе «Физика», и Дмитрий Кудинов, обучающийся по программе «Инженерно-ориентированная физика». Также в команде есть два инженера-конструктора: Матвей Иванов («Инженерно-ориентированная физика») и Никита Давыдов («Химия»).
Материал был подготовлен при участии студентов СПбГУ.