СПбГУ посетил заместитель министра образования Китая
В рамках визита в Санкт‑Петербургский университет заместитель министра образования Китайской Народной Республики У Янь обсудил возможные пути развития сотрудничества между вузами России и Китая, создание совместных учреждений высшего образования и обмен опытом в области цифровизации образования.
По поручению ректора СПбГУ Николая Михайловича Кропачева встречу провел и. о. проректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин. Он отметил, что для Университета сотрудничество с Китаем является стратегическим и пронизывает все уровни взаимодействия. В Санкт‑Петербургском университете обучается свыше 2500 граждан КНР, а число образовательных программ с китайским компонентом за последние пять лет увеличилось более чем в два раза и сегодня превышает 90. По словам Сергея Андрюшина, такие программы пользуются большой популярностью среди россиян, поскольку молодежь видит перспективы в партнерстве с Китаем и широкие возможности для трудоустройства.
Успешным проектом, который высоко оценили Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и председатель КНР Си Цзиньпин, является совместный кампус, созданный СПбГУ совместно с Харбинским политехническим университетом. Мы проводим обучение уже третий год, количество студентов растет, расширяется перечень образовательных программ.
И. о. проректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин
«Количество проектов, реализуемых Университетом совместно с китайскими партнерами, очень велико. Достичь таких результатов удалось благодаря вашей поддержке и соглашению, которое мы подписали с Министерством образования Китайской Народной Республики. У нас есть еще много инициатив, которые мы хотели бы вам предложить», — рассказал Сергей Владимирович.
Заместитель министра образования КНР поделился, что это уже третий его визит в Санкт‑Петербургский университет. Будучи химиком, он всегда рад посетить место, где работал и преподавал Дмитрий Иванович Менделеев и где ныне находится музей-архив выдающегося ученого. Товарищ У Янь сообщил, что будет стремиться содействовать укреплению сотрудничества между СПбГУ и ведущими китайскими университетами, которое, по его словам, может успешно развиваться в области фундаментальных и технических наук.
Санкт‑Петербургский университет, в прошлом году отметивший свое 300‑летие, является одним из ведущих вузов не только в России, но и во всем мире. В Китайской Народной Республике он пользуется популярностью и считается престижным.
Заместитель министра образования Китайской Народной Республики У Янь
«Китай и Россия — соратники и давние друзья. Сейчас в международных отношениях царит сложная конъюнктура, но наши страны представляют собой силы, способные внести большой вклад в развитие всего мира», — рассказал заместитель министра образования КНР.
В ходе встречи стороны обсудили возможность учреждения в КНР новых российско‑китайских вузов с учетом опыта Университета по созданию в Харбине совместного кампуса ХПУ и СПбГУ. Также речь шла об обмене наработками в области цифровизации образования для создания новых общих подходов в этой сфере.
Как отметил и. о. проректора по цифровой трансформации и информационной безопасности Владимир Андреевич Старостенко, сегодня Санкт‑Петербургский университет является лидером в сфере онлайн‑образования в России. СПбГУ входит в число учредителей российской национальной образовательной платформы «Открытое образование», где представлены все ведущие российские вузы, а количество внешних пользователей онлайн‑курсов Университета превышает четыре миллиона.
«СПбГУ активно сотрудничает с китайскими партнерами в сфере дистанционного обучения и стал первым университетом России, заключившим соглашение с крупнейшей китайской национальной образовательной онлайн-платформой XuetangX, — сообщил Владимир Старостенко. — В 2020 году по приглашению Университета Цинхуа СПбГУ вошел в число соучредителей Всемирного союза массовых открытых онлайн‑курсов, где сейчас представляет Россию. Мы активно участвуем в различных проектах союза, включая Global Hybrid Classroom, в рамках которого наши студенты получают возможность учиться в онлайн‑формате в университетах Китая и других вузах‑партнерах».
Он добавил, что, видя растущий в стране интерес к китайскому языку, культуре и искусству, Университет продолжает создавать онлайн‑курсы, отвечающие запросам россиян. Так, в СПбГУ была разработана специализация «Китайский язык: пять шагов к успеху», которая позволяет изучить китайский язык с нуля до уровня А2‑В1. Обучение по ней уже прошли более 150 тысяч слушателей, а курс по основам китайской иероглифики освоили свыше 30 тысяч человек. Все эти курсы не только доступны для широкой аудитории, но и встроены в образовательный процесс Университета. Вместе с тем в СПбГУ реализуются онлайн‑курсы по изучению русского языка как иностранного, в том числе для делового общения, и Владимир Старостенко выступил с инициативой предложить их вузам Китая для включения в собственные образовательные программы.
Новые онлайн-курсы СПбГУ познакомят слушателей с базовыми техниками китайской живописи
Также Владимир Андреевич рассказал, что для оценки качества образования в СПбГУ реализуется проект «Цифровой профиль студента», в рамках которого анализируется вся активность обучающихся в рамках учебного процесса. Учитываются не только такие традиционные данные, как аттестация по предметам, присутствие на занятиях, но и посещение научно‑практических, просветительских и внеучебных мероприятий. Технологии искусственного интеллекта и инструменты обработки больших данных позволяют выявить те критичные области, в которых у студента пропадает вовлеченность в обучение. Это дает возможность своевременно увидеть пробелы в организации учебного процесса, чтобы восполнить их и повысить качество образования. В ближайшее время в цифровом профиле начнут учитываться первичные данные, появляющиеся у студента при изучении онлайн‑курсов.
Опыт применения ИИ‑инструментов обсуждался в рамках конференции «Диалог ректоров: искусственный интеллект и трансформация будущего университетов и высшего образования», где был выработан проект международного меморандума по их использованию в образовании. И. о. проректора по цифровой трансформации и информационной безопасности СПбГУ пригласил китайских коллег присоединиться к обсуждению и дополнению документа.
По итогам встречи, участниками которой также стали первый заместитель декана восточного факультета Алексей Анатольевич Родионов, заведующий кафедрой китайской филологии Александр Георгиевич Сторожук и доцент СПбГУ Дмитрий Иванович Маяцкий (кафедра китайской филологии), стороны решили продолжать совместную работу. Также Сергей Андрюшин пригласил заместителя министра образования КНР прочитать для студентов и преподавателей СПбГУ открытую лекцию, посвященную оценке качества образования и использованию новых цифровых инструментов.
В рамках визита для гостей провели экскурсию по Санкт‑Петербургскому университету, представили редкие китайские рукописи из коллекции Университета, а также переводы художественной литературы и научные работы преподавателей СПбГУ.