СПбГУ поможет разработать систему сертификации спортивных тренеров
Студенты Санкт-Петербургского университета провели масштабное исследование: обобщили и проанализировали, как у всероссийских и региональных спортивных федераций выстроены системы аттестации, лицензирования и сертификации тренеров. Такая работа позволила подготовить проект Положения Федерации дзюдо Санкт-Петербурга о сертификации тренера.
Обучающиеся университетской магистерской программы «Юрист в сфере спортивного права (спортивный юрист)» совместно с Федерацией дзюдо по Санкт-Петербургу работают над созданием унифицированной системы повышения и поддержания квалификации тренеров на региональном уровне.
Такая, казалось бы, «бумажная работа» на самом деле приведет к совершенно практическим результатам. Положение о сертификации призвано повысить уровень гарантий защиты жизни и здоровья лиц всех возрастов и уровней подготовки, занимающихся этим видом спорта.
Руководитель программы магистратуры, доцент СПбГУ Илья Васильев
В исследовании приняли участие магистранты Дарина Рыбина и Ольга Помело, студенты бакалавриата Алексей Аникин, Евгения Ветрова, Елизавета Омельницкая, Ксения Либренц, Полина Кошкарова, Элена Быкова, а также профессор СПбГУ Нелли Дивеева и доцент СПбГУ Илья Васильев.
Участники проекта отмечают, что вопрос повышения безопасности становится все более актуальным в связи с повышением популярности этого вида спорта. «Предполагается, что положение сможет не только повысить качество и системность подготовки тренеров, мотивировать их на постоянный профессиональный рост, но и обеспечить надлежащую подготовку спортивного резерва для достойного представления на международной спортивной арене», —заметила студентка СПбГУ Дарина Рыбина.
Эту тему для разработки Университету предложила Федерация дзюдо Санкт-Петербурга. Ее сотрудники принимают участие в работе совета магистерской программы. «Работа с федерацией идеально выражает симбиоз получения теоретических и практических компетенций — сложно представить более идеальную модель обучения в рамках магистратуры», — рассказала Дарина.
Советы образовательных программ СПбГУ формируются из числа ученых и представителей работодателей и профессиональных сообществ: они определяют стратегию развития образовательной программы, формулируют рекомендации по приему на программу, обеспечению качества преподавания, проведению государственной итоговой аттестации. Такой подход позволяет определить необходимый перечень итоговых компетенций выпускника вуза, чтобы он был успешен и конкурентоспособен на рынке труда.
Работа по созданию «экосистемы» федерации дзюдо предполагала несколько этапов: необходимо было выяснить, сколько человек в Петербурге обучают этому виду спорта, составить единую информационную базу, вместе с Национальным агентством развития квалификаций при внедрении профессиональных стандартов работодателем по спортивным направлениям проанализировать состояние дел и, наконец, актуализировать курсы повышения квалификации и переподготовки тренеров.
Участники исследования уверены, что такой мониторинг можно считать универсальным и применить, учитывая особенности того или иного вида, для других видов спорта и всех сотрудников, которые занимаются подготовкой и спортсменов-любителей, и профессионалов. В их числеучителя физической культуры, специалисты в области физической культуры и спорта: педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, тренеры, инструкторы-методисты, методисты, педагоги-организаторы, руководители структурных подразделений.
Проект, подготовленный СПбГУ совместно с Федерацией дзюдо по Санкт-Петербургу, был заслушан на президиуме федерации. Сейчас проект ожидает доработка в части его актуализации в соответствии с текущими и новыми введенными актами Минтруда и Минспорта, профстандартами. «В дальнейшем в течение года предполагается апробирование проекта для последующего его внедрения, так как аналогов такого положения пока нет. При положительном результате апробирования президиум будет рекомендовать утверждение положения», — рассказал исполнительный директор федерации Дмитрий Фарков.