Совет ректоров вузов СЗФО обсуждает организацию студенческого самоуправления
В СПбГУ состоялась видеоконференция совета ректоров вузов СЗФО на тему «Опыт организации студенческого самоуправления в вузах Северо-Западного федерального округа», в которой приняли участие представители советов ректоров вузов субъектов Федерации СЗФО и руководство департамента внутренней политики полпредства президента РФ в СЗФО.
Видеоконференцию провел председатель совета ректоров вузов СЗФО, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев: «Узнать, какие практики имеются в вузах СЗФО, чтобы использовать и внедрять положительный опыт», — обозначил общую задачу ректор СПбГУ Н. М. Кропачев.
От совета ректоров вузов Архангельской области выступил С. Э. Сорокин, начальник управления по социальной и воспитательной работе Северного (Арктического) федерального университета. Он рассказал о том, что система социально-воспитательной работы САФУ строится с опорой на органы студенческого самоуправления. Работают совет обучающихся, студенческие стройотряды, волонтерское движение, поисковые отряды и другие студенческие объединения. С. Э. Сорокин сообщил, что представители обучающихся входят в состав ученого совета (по одному человеку от профсоюза и от студсовета), в стипендиальную комиссию, в комиссию по переводу на бюджетную основу обучения. Регулярно проходят встречи ректора и проректоров с представителями обучающихся, где студенты могут напрямую задать вопрос и получить ответ от руководителей. Важную роль в САФУ придают поддержке инициатив обучающихся, развитию объединений по интересам. Подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи дала толчок к развитию волонтерского движения в вузе.
Проблема
Наблюдается некоторое снижение интереса к участию в студенческих объединениях. Это происходит из-за того, что сейчас студенты имеют другие возможности для самореализации. Поэтому приходится придумывать новые формы вовлечения и новые возможности. Например, в вузе проводят ежегодный конкурс студенческих объединений, победитель которого получает финансирование для реализации своих идей. Происходит повышение роли студентов в обсуждении и решении вопросов жизни университета.
Начальник управления по социальной и воспитательной работе Северного (Арктического) федерального университета Сергей Эдуардович Сорокин
От совета ректоров вузов Санкт-Петербурга выступил С. О. Барышников, ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Он согласился с тем, что имеется некоторый спад интереса курсантов и студентов к участию в работе. И крайне важную задачу руководства вуза он видит в том, чтобы помочь обучающимся организовать студенческое самоуправление. Для этого регулярно утраиваются встречи ректора со студентами и курсантами — за закрытыми дверями, в аудитории на 100 человек. Важно выработать правила и традиции уже на 1 курсе, чтобы студенты передавали свой опыт следующим поколениям. С. О. Барышников отметил важность воспитательной работы в вузе и предложил включить ее в мониторинг Минобрнауки. По его мнению, чем больше учебное заведение тратит средств на воспитание, тем лучше.
От совета ректоров вузов Республики Коми выступил Д. Н. Безгодов, начальник управления по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам, проректор Ухтинского государственного технического университета. Он отметил, что в основе организационной структуры университета лежит объединенный совет обучающихся. В него входят представители студсовета, студенческого профсоюза, стройотрядов, волонтеров, поисковиков, спасателей, а также представители «Созвездия умных клубов» (так в Ухте называются клубы по интересам: философский, поэтический, клуб истории Отечества и др.).
Д. Н. Безгодов сообщил: их город становится университетским благодаря проекту «Ухта молодая», к которому, кроме УГТУ, подключены школы и советы молодых специалистов промышленных предприятий. Игровая модель работы с молодежью действует на каждом возрастном уровне: и для школьников, и для студентов, и для молодых специалистов. В школах работают центры стратегических исследований «Цивилизация Россия», изучающие достижения нашей страны. Психологический центр замеряет восприятие ценностей горожанами в начале и в конце года — таким образом, по мнению Д. Н. Безгодова, организаторы УГТУ могут видеть результаты воспитательной работы. Они выбрали восемь компетенций и пытаются измерять эффект каждого мероприятия по определенным шкалам. А затем с помощью экспертных оценок вычисляют, как он говорит, их воспитательный потенциал. И таким образом могут определить эффективность вложенных средств. Дополнительное анкетирование студентов позволяет корректировать введенные коэффициенты... Их планы: расширить проект до масштабов всей Республики Коми (поэтапно: университетская среда — среда города — среда республики).
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев рассказал, как организовано взаимодействие администрации и обучающихся в СПбГУ. Студсовет СПбГУ создан по правилам, которые утвердил проректор по учебной работе. Студсовет СПбГУ объединяет студсоветы институтов, факультетов, колледжей, каждый из которых создан по тем же единым правилам. Эти студсоветы избирались в коллективах студентов, обучающихся по определенным образовательным программам, а все вместе они уполномочены представлять интересы всех обучающихся СПбГУ.
Студенческие советы СПбГУ наделены широким спектром прав:
- 6 представителей Студсовета СПбГУ входят в состав Ученого совета СПбГУ, по одному представителю студсоветов коллективов институтов и факультетов входят в состав ученых советов институтов и факультетов
- В состав Приемной комиссии СПбГУ и в состав Центральной комиссии по переводам и восстановлениям в СПбГУ также входят представители Студсовета Университета
- Представители студсоветов коллективов институтов и факультетов входят в состав стипендиальных комиссий, учебно-методических комиссий, библиотечных советов, временных комиссий по приемке любых выполненных в интересах СПбГУ работ и оказанных услуг (например, ремонт учебных помещений, ремонт общежитий, ремонт спортивных объектов, уборка помещений, оказание услуг питания, транспортных услуг), временных комиссий по размещению заказов на выполнение работ или услуг в интересах СПбГУ и т. п.
- Представители Студсовета СПбГУ имеют право присутствовать при приеме граждан ректором, проректорами, директорами институтов и деканами факультетов, когда обсуждаются вопросы, связанные с интересами обучающихся, и, конечно же, имеют право высказывать свою позицию по этим вопросам
- Проректор по учебной работе раз в две недели встречается со Студсоветом СПбГУ, директора и деканы раз в две недели встречаются со студсоветами институтов и факультетов, обсуждают с ними насущные проблемы
- Информация о встречах ректора, проректоров, директоров и деканов со студентами, информация о работе всех комиссий (учебно-методических, научных, библиотечных) публикуется на портале СПбГУ
- Всем становится известно, какие вопросы обсуждались и как представители Студсовета представляют интересы студентов
Как известно, в любом вузе в соответствии с законодательством решение по всем административно-хозяйственным вопросам принимают те или иные должностные лица администрации вуза. Студенты СПбГУ имеют возможность принимать самое активное участие в обсуждении всех этих вопросов и доведении своей обоснованной позиции до администрации вуза. В соответствии с действующим законодательством и локальными актами СПбГУ все академические вопросы решаются только после предварительного обсуждения академическими институтами, действующими в вузе (Ученым советом, комиссиями Ученого совета, учебно-методическими комиссиями, библиотечными советами). Студенты, представители студсоветов имеют право присутствовать и участвовать в работе всех этих академических институтов, реальную возможность высказывать свое мнение на заседаниях учебно-методической комиссии, стипендиальной комиссии, ученого совета — и о содержании собственного образовательного стандарта СПбГУ, и о содержании учебного плана конкретной образовательной программы, о качестве работы преподавателей, о претендентах, участвующих в конкурсе на должности научно-педагогических работников СПбГУ, о критериях назначения повышенной стипендии, о поощрении или наказании обучающихся. Важно то, что их позиция будет выслушана и обязательно принята во внимание при решении вопросов, касающихся жизни обучающихся. Такая позиция, отметил Н. М. Кропачев, последовательно проводилась в СПбГУ последние пять лет.
В СПбГУ созданы и применяются специальные инструменты, способствующие открытости Университета. Они предназначены для всех (для преподавателей, ученых, сотрудников, выпускников). И этими легитимными способами воздействия активно пользуются студенты. Например, почти четыре года работает Виртуальная приемная СПбГУ, где любой желающий может задать вопрос проректорам, начальникам управлений и центров, директорам институтов и деканам факультетов и оперативно получить ответ от компетентного должностного лица, решить свою проблему. Эти ответы, публикуемые на портале СПбГУ, видят все. Некоторые вопросы вызывают особенный интерес, набирают больше 40 тысяч просмотров! Самые популярные герои Виртуальной приемной — проректор по учебной работе и проректор по эксплуатации материально-технической базы. А самые активные «вопрошатели», естественно, студенты... Другой пример: комиссия по этике Ученого совета СПбГУ, в которую входят почетные профессора Университета. Комиссия по этике решает вопросы (с которыми обращаются в том числе и студенты) этического характера, которые не могут и не должны решаться административным путем. Решения комиссии публикуются на портале СПбГУ. Одно из недавних обращений: профессор публично обзывал студентов, унижая их личное достоинство. Комиссия по этике разобралась, поговорила с профессором, приняла решение. На его основе этот профессор был освобожден от обязанностей заведующего кафедрой.
Н. М. Кропачев предложил направить в СПбГУ для экспертной оценки документы, которые регламентируют деятельность советов обучающихся, и обобщить опыт в организации работы студенческих советов.
Затем из списка тем, представленных участниками заранее, была выбрана тема для следующей видеоконференции, которую наметили обсудить в сентябре: «Развитие доступной среды в вузах: экономический, технический и психологический (мировоззренческий) аспекты» (ее предложили в Ухтинском государственном техническом университете). А тему «Сущность и принципы противодействия коррупции», которую предложили в Мурманском государственном гуманитарном университете, будут обсуждать в октябре. Ведущий попросил заранее направить всем информацию по теме, чтобы обсуждение было более эффективным.