Социологи СПбГУ выяснили, какие события из истории России жители Петербурга и Ленобласти считают важнейшими

В преддверии Дня России, который отмечается 12 июня, социологи Санкт-Петербургского университета выяснили, какие события в истории России петербуржцы и жители Ленинградской области считают ключевыми. Чаще всего респонденты называли Вторую мировую войну (72,3 %), революцию 1917 года и Гражданскую войну (49,7 %), а также распад СССР (26,3 %).

В число лидеров списка также вошли правление Петра I (24,3 %), принятие православия (17,7 %), война 1812 года (15,4 %) и отмена крепостного права (11,2 %). Кроме того, жители города и области отметили значимость освоения космоса (7,6 %), перестройки (7,3 %), Первой мировой войны (7,1 %) и других событий.

По словам исполняющей обязанности директора Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майи Русаковой, коллективная память как комплекс представлений о прошлом помогает людям через осмысление исторических фактов формировать собственную идентичность.

Всем нам важно понимать, в каком мире мы существуем, эта необходимость подталкивает людей к поиску и изучению сведений об исторических событиях, их интерпретации, ведь история страны играет важную роль в формировании собственной идентичности. Многих такой поиск приводит в музей, где собраны данные о различных персонах и эпохах.

Исполняющая обязанности директора Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майя Русакова

В ходе опроса социологи выяснили мотивацию людей, которые ходят на выставки об истории России. Большинство (59,5 %) посещают их, чтобы узнать об определенном периоде истории или исторической фигуре. За положительными эмоциями и эстетическим удовольствием на выставки приходят 49,4 %, провести день в компании друзей или родственников хотят таким образом 32,3 % и просто отдохнуть — 26,7 % участников исследования. Существенно меньше (5,6 %) жителей Петербурга и Ленобласти приходят на выставки, чтобы показать их детям. Вариант «другое» выбрали 6,6 % респондентов, а 0,3 % затруднились ответить.

Чаще всего посетители выставок узнают о них в интернете (46,7 %), из социальных сетей (37,8 %), в результате целенаправленного поиска на сайтах музеев (22,8 %), а также из рекламы в СМИ (19,7 %).

Исследование исторической памяти петербуржцев и жителей Ленобласти проводилось специалистами Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ по запросу Государственного музея-заповедника «Петергоф» в рамках празднования 350-летия Петра I с 20 января по 17 февраля 2022 года. В телефонном опросе приняли участие более 1200 человек.