Рекрутинг семиклассников и эльфийские уши: как образовательная система готовит к VUCA-миру

На V Санкт-Петербургском международном форуме труда обсудили профессиональную ориентацию современных школьников в состоянии изменчивого и неустойчивого VUCA-мира.

VUCA — акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

Педагогическое сообщество, выступая инициатором дискуссии, пригласило к участию в ней профессионалов, которые, по словам модератора встречи директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой, представляют мир профессий, строят этот мир и определяют его будущее.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что картина на рынке труда изменилась давно. Срок обучения некоторым профессиям стал больше, чем срок их жизни, а эксперты говорят, что нынешнему подрастающему поколению придется минимум пять раз менять профессию за свою жизнь.

Важно, чтобы ребенок и его родители при планировании знали, на какие вопросы должны найти ответы. Мы должны научить ребенка выбирать во всех смыслах этого слова: не бояться, не впадать в ступор и быть готовым делать выбор часто, а точнее всю жизнь.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина

Заместитель руководителя образовательного фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев заметил, что раньше идеальной моделью профориентации было предложение съездить на экскурсию. «Сейчас оптимальным считается "давайте сделаем проект", — объясняет эксперт. — Проектная деятельность — это возможность попробовать и определиться. Не надо ждать, когда вырастешь, лучше пробовать самому».

Содержание труда меняется высокими темпами и необратимо. С этим согласен председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.

«Человек выходит из процесса производства. Уже сейчас мы наблюдаем господство автоматизированного, интеллектуального труда. Дети это чувствуют лучше, чем мы. Они пробуют сами делать сайты, снимают видео для соцсетей, открывают производство эльфийских ушей, рынок которых в России, оказывается, оценивается в 20 миллионов рублей. Эти данные не попадают в статистику, пока не изучаются социологами. Педагогам и родителям надо отслеживать эти тренды и показывать их ребенку», — подчеркнул Дмитрий Чернейко.

Директор департамента новых образовательных технологий и проектов Фонда инновационных образовательных программ Андрей Мельников считает, что нужно переосмыслить термин «профориентация». Возможным путем подготовки к неясному будущему эксперт считает цикличное Т-образное образование, предполагающее широкую общую подготовку наравне с узкой специализацией, а также микрообучение, дающее возможность быстро осваивать и применять новые навыки. Эти технологии помогут облегчить методологические проблемы, связанные с непредсказуемостью будущего рынка труда.

Представитель БФ «Вклад в будущее» Юлия Егорова рассказала о функционале приложения по саморазвитию «Мой выбор», которое помогает понять свои возможности на рынке труда и тем самым готовит подрастающее поколение к VUCA-миру. С системой наставничества Санкт-Петербургского научно-исследовательского института вакцин и сывороток познакомила заместитель директора предприятия Елена Казакова. Оптимальными практиками профориентации поделилась ведущий психолог «Газпром трансгаз Сургут», куратор «Газпром-классов» Ирина Серебрякова.

По мнению директора детского технопарка «Кванториум НЭЛ» Дениса Тимирбаева, детей надо учить, что лучший способ предсказать будущее — это создать его.

Наша цель убедить детей, что развитие должно быть постоянным, никогда нельзя останавливаться на достигнутом.

Директор детского технопарка «Кванториум НЭЛ» Денис Тимирбаев

«По нашему опыту, наставник должен обладать теми компетенциями, которым он хочет обучить детей. А потом уже мы учим его основам педагогики и ставим цель сделать из детей почемучек, научить их задавать вопросы, чтобы они не боялись познавать мир. Также при подготовке детей важно помнить, что основные компетенции — это вектор, а культура — это знак этого вектора. И культурные компетенции помогут детям создать мир, который не будет к ним груб и недоброжелателен», — рассказал директор детского технопарка «Кванториум НЭЛ» Денис Тимирбаев.

По мнению директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой, российская система образования накопила большой опыт профессиональной ориентации. Такие подходы опираются на практику уже состоявшихся поколений. Но такой опыт не готовит к миру будущего, где люди, по мнению футурологов, не будут ничего делать.

Во время дискуссии эксперты пытались выявить методы, которые окажутся наиболее ценными для подрастающего поколения в новом странном мире. Несколько раз упоминались слова «выбор», «проба», «погружение», «совместная деятельность и проектирование», «взаимодействие», «образ жизни».

Так или иначе мы связываем счастье наших детей с тем, что они выберут дело по душе. Но пока подросток не попробует профессию на вкус, пока не осознает «да, это мое», ему будет сложно принять решение.

Директор Института педагогики Елена Казакова

«Мы изнутри нашего педагогического мира не можем понять этот будущий мир труда. Но мы можем объединиться с профессионалами, которые лучше понимают свою отрасль, ее непредсказуемость, уровень задач, и могут рассказать об этом нашим школьникам. Мы же, педагоги, можем их свести вместе, чтобы они занимались в одном пространстве важными для них задачами. И ключевое для меня в этом — строить вместе разными поколениями, возводить город мастеров, создавая тем самым мир будущего», — отметила Елена Казакова.

Дмитрий Чернейко подчеркнул, что в мире, где исчезают и появляются сотни ремесел, неизменной остается профессия обычного родителя. Эксперт призвал не зацикливаться на «эдьютейменте» (развлекательном образовании) и помнить, что есть занятия, в которых нет развлекательной составляющей. Влюбить ребенка в такую профессию требует особого педагогического мастерства.

V Санкт-Петербургский международный форум труда впервые проходит сразу в двух российских столицах и в смешанном формате с 19 по 23 апреля 2021 года. Организаторы форума — правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет, Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при поддержке Министерства труда и социальной защиты России, Федеральной службы по труду и занятости населения РФ.

Подводя итоги дискуссии, вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина отметила, что в современной профориентации существует две стратегии. Одна из них — заманить в определенную отрасль, а другая — научить ребенка так, чтобы создавать самому нишу на рынке труда для своих «эльфийских ушей». И обе эти стратегии имеют право на существование.

Вице-губернатор рассказала о недавно запущенном в Петербурге проекте «Профстарт», который в режиме шоурума дает школьникам возможность «примерить» разные профессии. Власти города ставят амбициозные цели: каждый петербургский старшеклассник должен узнать не менее чем о сотне профессий. Тем самым власти города пытаются повысить предметную мотивацию, чтобы обучающиеся осознали практическую ценность школьных знаний. Также планируется развивать в городе систему предпрофессиональных классов и интенсифицировать интеграцию общего и дополнительного образования.