Преподаватели СПбГУ стали лауреатами премии правительства Санкт-Петербурга
По итогам конкурса на соискание премий правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности 2022 года в число победителей вошли четверо преподавателей Университета.
Доцент СПбГУ Мария Хохлова (кафедра математической лингвистики), ставшая лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга уже во второй раз (в 2020 году она была удостоена награды за конспект практических занятий по дисциплине «Лингвистические базы данных»), получила премию за учебно-методическое пособие «Компьютерный статистический анализ языковых данных».
Оно было подготовлено на основе читаемых ею курсов по статистическим методам в лингвистике. В пособии описаны методы, необходимые для проведения теоретических и прикладных исследований, а также соответствующие современные программные средства, которые могут быть использованы при решении лингвистических задач, в учебной деятельности студента и профессиональной работе будущего исследователя.
С полным списком победителей конкурса можно ознакомиться на сайте Комитета по науке и высшей школе.
«Статистический аппарат все шире внедряется в разные сферы науки, в том числе в лингвистику. Поэтому специалистам необходимо владеть соответствующим инструментарием при обработке языкового материала, а также иметь представление о статистико-вероятностном моделировании в языке и речи. Я надеюсь и далее развивать это направление, демонстрируя возможности применения методов на материале разных языков, ― прокомментировала Мария Хохлова. ― Я очень благодарна коллективу филологического факультета и родному Университету за поддержку, а также правительству Санкт-Петербурга за высокую оценку моей работы! Планирую и далее работать на благо своего города и своей alma mater».
Доцент СПбГУ Ольга Осмоловская (кафедра общей и неорганической химии) отмечена премией за разработку рабочей программы дисциплины «Практические аспекты нанохимии». Курс направлен на освоение студентами фундаментальных знаний в области нанохимии и выработку навыков их практического применения в процессе участия в проектной деятельности: обучающимся предлагается подумать о способах использования нанотехнологий при решении проблем функционирования мегаполисов на примере Санкт-Петербурга. В ходе освоения лекционного материала студенты познакомятся с общими принципами получения нанообъектов и демонстрируемыми ими функциональными свойствами, а также узнают о практическом использовании нанообъектов и характеристиках коммерчески доступных наноматериалов. В рамках проектной деятельности они приобретут навыки самостоятельной постановки задач по созданию и практическому применению наноматериалов для решения конкретных проблем крупных агломераций, научатся комплексно прорабатывать вопросы производства и коммерциализации наноматериалов, а также планировать деятельность предприятия.
Доцент СПбГУ Ирина Тимофеева (кафедра аналитической химии) в качестве конкурсной работы представила конспект лекций по дисциплине «Аналитическая химия для нехимических специальностей». «Лекции разрабатывались на протяжении всего четырехлетнего периода моего преподавания студентам-биологам курса аналитической химии. Наконец, они были окончательно структурированы, к каждой лекции подготовлены и оформлены презентации, — сообщила ученый. — Курс преподается с опорой на презентацию, но выводы и решение конкретных примеров задач по-прежнему разбираются на доске».
Доцент СПбГУ Мария Тойкка (кафедра химической термодинамики и кинетики) получила премию правительства Санкт-Петербурга за разработку курса видеолекций «Термодинамика и кинетика сложных физико-химических систем». Структура части модульного лекционного курса включает в себя разделы, посвященные неравновесным процессам и диссипативным структурам: современные формулировки второй части второго начала термодинамики для открытых систем, уравнения баланса и производства энтропии, основы термодинамико-кинетической теории фазовых и химических процессов, принцип Кюри и другие.
Университет представил новые разработки на Петербургском научно-образовательном салоне
«"Термодинамика и кинетика сложных физико-химических систем" — это удивительный мир энергии и энтропии. В качестве конкурсной работы выступает часть модульного лекционного курса, в рамках которой студенты знакомятся с интереснейшей естественно-научной областью знаний, напрямую связанной с фундаментальными законами природы, — рассказала доцент СПбГУ. — Зачастую вопрос взаимосвязи законов термодинамики с реальным миром для большинства обучающихся остается открытым. Задача курса состоит в том, чтобы помочь студенту понять истинную суть этой естественной науки о законах природы». В 2020 году Мария Тойкка уже становилась лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности за разработку рабочей учебной программы дисциплины «Неравновесная термодинамика».
Помимо конкурсной работы, участники подают на суд экспертной комиссии Комитета по науке и высшей школе большую анкету, в которой учитываются не только количество курсов и часов педагогической нагрузки, но также научные и личные достижения конкурсанта — публикации, участие в грантах, грамоты и награды. Во время отбора жюри учитывает все достижения конкурсанта в совокупности. При этом оцениваются не только личные награды преподавателя, но и студентов, чьим научным руководителем он является.