Открытость, гласность, публичность: ректор СПбГУ встретился со студентами-журналистами
В Санкт-Петербургском университете состоялась встреча ректора СПбГУ Николая Кропачева с представителями студенческого совета по направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью».
В ходе встречи студенты смогли лично задать первому лицу Университета вопросы, касающиеся учебы и внеучебной деятельности, будущей карьеры и информационной открытости СПбГУ. Участие во встрече также приняла первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Бабелюк.
Важным вопросом встречи стала подготовка и защита ВКР, поскольку часть присутствующих учатся на выпускных курсах. Студенты согласились с тем, что публикация текстов выпускных работ в репозитории — позитивное изменение процедуры итоговой аттестации. Во-первых, это позволяет закрепить за собой авторское право на исследование, во-вторых, дает возможность ознакомиться с работами других студентов и, наконец, исключает вероятность плагиата. Ректор обратил внимание собравшихся на то, что большинство работодателей интересуют результаты студенческих исследований и они готовы взаимодействовать с выпускниками, чьи научные изыскания являются наиболее востребованными профессиональным сообществом. Именно поэтому СПбГУ одним из первых в России начал утверждать темы ВКР при участии представителей организаций-работодателей.
Особое внимание присутствующих Николай Кропачев обратил на политику открытости Университета. Все материалы о ректорских совещаниях, приемах граждан, заседаниях учебных, учебно-методических комиссий и Ученого совета публикуются на сайте СПбГУ. Также любой желающий всегда может задать вопрос через Виртуальную приемную.
«Публикация всех официальных материалов и итогов заседаний — это способ управления и принятия решений. Особенно важно это понимать вам — будущим профессионалам медиаиндустрии», — подчеркнул ректор. Он также отметил, что перспективы реализации политики открытости и функционирования информационных ресурсов Университета отчасти зависят от активности студентов-журналистов, их неравнодушия и осознания своей ответственности за будущее alma mater.
В Университете не раз поднимался вопрос о необходимости видеотрансляции заседаний Студенческого совета СПбГУ. Представители студенческого сообщества выразили мнение, что эта практика может «отпугнуть» часть членов студсовета от открытого выражения своей позиции. Николай Михайлович усомнился в этом недостатке: быть может, именно трансляция заседаний поможет студентам ощутить меру ответственности за свои слова и высказывать только продуманное и аргументированное мнение? Очевидно, что такой подход содействует установлению конструктивного и плодотворного диалога между всеми представителями студенчества. Напомним, что именно Университет стал первым вузом России, который ввел практику онлайн-трансляции заседаний диссертационных советов: впоследствии это стало общепринятой практикой для всей России.
Продолжением дискуссии стал вопрос о правах обучающихся СПбГУ: знают ли студенты о том, какие возможности открываются перед ними и каким образом они могут оказывать непосредственное влияние на жизнь в Университете? Выяснилось, что студенты знают о том, что имеют право быть членами ученых советов, входить в состав учебно-методических и приемных комиссий, участвовать в конкурсах на право проходить зарубежные стажировки и многое другое.
Тем не менее универсанты не всегда реализуют свое право по внесению конструктивных идей и предложений для совершенствования образовательного процесса. В частности, ежегодно в рамках заседаний студсовета проходят обсуждения образовательных стандартов СПбГУ, и студенты могут предлагать инициативы для их совершенствования. Члены студенческих советов могут выступать с предложениями по изменению прописанных в стандарте компетенций, опираясь на собственный опыт и понимание недостатков образовательного процесса. Однако, по словам присутствующих, такие предложения вносятся «не до конца» и результаты обсуждений попросту не фиксируются и не оформляются документально. Кроме того, многие студенты не знают о новой системе оценки качества преподавания посредством интернет-опроса. С 2016 года эта процедура проходит в электронной форме, что значительно упрощает заполнение и обработку анкет, а также делает процедуру полностью анонимной. Все присутствующие студенты признали, что подобные опросы всегда были эффективными и действительно влияли на оценку труда того или иного преподавателя для ведения конкретных курсов.
О создании медиацентра
Этот ресурс будет полезен не только для студентов программ «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью», но и для представителей других образовательных направлений. Медиацентр может стать стимулом для создания междисциплинарных творческих коллективов и раскрытия журналистского потенциала обучающихся различных программ.
Первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Бабелюк
Члены студенческого совета также озвучили предложения по изменению ряда образовательных программ, системы преподавания иностранных языков и внедрению новых магистерских профилей (в том числе для тех студентов, которые оканчивали «нежурналистские» направления подготовки). Нужно отметить, что встречи первого лица Университета с обучающимися уже стали традиционными: регулярная практика проведения подобных мероприятий является уникальной для российских вузов.