Нобелевский лауреат приехал за идеями к студентам СПбГУ
В Петровском зале здания Двенадцати коллегий состоялась встреча лауреата Нобелевской премии по химии, сопредседателя Консультативного научного совета Инновационного центра Сколково Роджера Дэвида Корнберга со студентами Санкт-Петербургского государственного университета.
Ученый ответил на многочисленные вопросы студентов о своей научной работе, принципах организации Сколково и даже о том, можно ли заниматься наукой и иметь при этом семью.
Встреча прошла в неформальной обстановке. Роджер Корнберг рассказал, что он во второй раз приезжает в Петербург, но если в первый раз он был здесь в качестве туриста, то сейчас приехал с профессиональной целью, и своей задачей видит лучше узнать людей, систему организации науки и образования в России, понять устремления молодых людей. «Я хочу узнать как можно больше о вашем положении, планах, о том, какие проблемы вы видите перед собой и как намерены их решать. Ведь новые идеи, инновации должны стать основой центра в Сколково, а именно молодые люди в первую очередь склонны их предлагать. Поэтому я с радостью отвечу на ваши вопросы, но так же интересно мне узнать и ваши взгляды», — подчеркнул Роджер Корнберг.
![](https://spbu.ru/sites/default/files/styles/image1250/public/2010-10-20_lekciya_kornberga_nobelevskaya_6.jpg?itok=EGfZhRgK)
Первый же вопрос был о Сколково — насколько эффективно аккумулировать проекты на одной площадке, ведь, например, в родной стране ученого — США — система совсем другая? Роджер Корнберг выразил уверенность, что не может быть одного универсального решения, подходящего для любой страны: «Каждая страна в своих особых обстоятельствах ищет собственный путь. Поэтому только вы, живущие в России, можете по-настоящему оценить, какое решение будет лучшим. Приехав из-за границы, я могу делиться своим опытом, вносить предложения, но ни в коем случае не указывать, как точно нужно действовать. Что касается Сколково, то этот проект еще в стадии определения, поэтому сейчас есть возможность создать его таким, как вы и другие молодые ученые считаете лучшим. Я уверен, что нужно привлечь молодых, творческих, амбициозных ученых из разных университетов и научных центров, ведь наша цель — создать не очередной университет, а такое место, куда будут стекаться перспективные научные идеи и проекты и где они смогут быть коммерциализированы. Мое глубокое убеждение — инвестиции должны быть сделаны в людей, преимущественно молодых».
Наша цель — создать не очередной университет, а такое место, куда будут стекаться перспективные научные идеи и проекты и где они смогут быть коммерциализированы.
В основном в Петровском зале собрались студенты-биологи и химики. Поэтому большая часть разговора была посвящена специальным вопросам, той области биохимии, которой занимается Роджер Корнберг — напомним, Нобелевская премия была ему вручена за определение структуры РНК-полимеразы II — фермента, который отвечает за прочитывание практически всей генетической информации у организмов, имеющих ядро. По словам ученого, их группа еще не нашла ответов на все вопросы, эта работа еще продолжается. «Мой путь к той работе, за которую в 2006 году мне была вручена Нобелевская премия, был очень постепенным. Я думаю, что так будет с каждым из вас: когда вы будете начинать какую-то работу, вы еще не будете знать, когда и к какому результату придете. Занимаясь наукой, вы должны следовать за своим интересом, прилагая к работе всю возможную энергию и энтузиазм».
Занимаясь наукой, вы должны следовать за своим интересом, прилагая к работе всю возможную энергию и энтузиазм.
Роджер Дэвид Корнберг — американский химик, профессор медицины Медицинской школы Стэндфордского университета (США), удостоился Нобелевской премии за определение структуры РНК-полимеразы II — фермента, который отвечает за прочитывание практически всей генетической информации у организмов, имеющих ядро. Роджер Корнберг родился в 1947 году в США. Его отец — тоже нобелевский лауреат Артур Корнберг, он получил премию по физиологии и медицине в 1959 году. Роджер Корнберг — член Национальной академии наук Соединенных Штатов и американской Академии Искусств и Наук. В 1997 году Корнберг стал лауреатом премии Харви. В апреле 2010 года Роджер Корнберг стал сопредседателем Консультативного научного совета Инновационного центра Сколково.
Похоже, Роджер Корнберг завоевал доверие аудитории, поскольку вопросы последовали сокровенные. Например — может ли ученый иметь семью? Может, уверяет Роджер Корнберг: «Когда мне было между 20 и 30, и я изучал химию, я мало был заинтересован в воспитании детей и тому подобных вещах: я был сконцентрирован на науке. В следующее свое десятилетие я создал семью (моя жена — тоже ученый) и обнаружил, что, оказывается, необязательно по 18 часов в сутки торчать в лаборатории! Я проводил время с детьми, и это, как ни удивительно, помогало моим исследованиям. Иногда нужно концентрироваться и ни на что не отвлекаться, а иногда — находить другие занятия, это дает возможность взглянуть на вещи по-другому, приобрести свежий взгляд. Вы можете быть очень успешным ученым и в то же время вести насыщенную жизнь вне лаборатории. Я убедился в этом на собственном опыте».
Возник у студентов и такой вопрос: следует ли заниматься тем, что интересно, или все же тем, что обречено на коммерческий успех? «В первую очередь нужна страсть к предмету, — считает Роджер Корнберг. — Без интереса вы не достигнете выдающихся результатов. Вы должны найти что-то, что будет для вас являться не только работой, но и удовольствием. Только тогда вы будете получать настоящее удовлетворение от того, что делаете. Я практически сразу исключил из своих интересов коммерческую составляющую. Многие мои коллеги в Стэнфорде были озабочены привлечением капитала: из Силиконовой долины, различных венчурных фондов. Я же хотел полностью сконцентрироваться на науке. Когда же мы сделали открытие, мы поняли, что это будет иметь большое значение для медицины, и в течение года последовал коммерческий успех. Я уверен, что вы должны следовать за своим увлечением, и тогда успех неизбежен! Я свято верю в ценность знания».
Встреча продолжалась около полутора часов. Студенты, нисколько не утомленные общением на английском языке, продолжали задавать непростые вопросы. В завершение молодые ученые поинтересовались, какие научные проблемы интересуют Роджера Корнберга сегодня? «Я хочу закончить ту работу, за которую получил Нобелевскую премию, чтобы сложилась целостная динамическая картина копирования генетической информации, — рассказал Роджер Корнберг. — Если вы имеете в виду советы — чем бы я занимался сейчас, если бы мне было 20 лет, то я абсолютно уверен: молодым людям лучше всего самим решать, чем заниматься. Самая большая ошибка — давать молодежи советы. В вашем возрасте я не слушал никого, я хотел найти свой путь. Мое пожелание и для американских университетов, и для Сколково — отражать амбиции и устремления молодых людей. Ваше решение заведомо лучше всего того, что я предложу, потому что мой совет исходит из прошлого знания, тогда как ваш интерес — нахождение нового».