Николай Кропачев: «Вузам нужна новая процедура допуска к профессии»
В Санкт-Петербургском университете состоялось совместное заседание Ассоциации ведущих университетов и Ассоциации глобальных университетов. Ректоры и администраторы высших школ России обсудили предложения Центра стратегических разработок по развитию образования на ближайшие шесть лет.
Участие во встрече, модератором которой стал ректор Университета Николай Кропачев, приняли Санкт-Петербургский государственный университет, Казанский федеральный университет, филиал национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Сибирский федеральный университет, Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — всего более сорока российских вузов.
Представители университетов и институтов обратили внимание, что сегодня одним из важнейших ресурсов становится человеческий капитал. «Именно он должен стать ключевым фактором роста благосостояния страны и каждого человека во второй четверти XXI века», — подчеркнул Ярослав Кузьминов, председатель ассоциации «Глобальные университеты», ректор НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Россия, например, по данным доклада Global Human Capital — 2017, изданного Всемирным экономическим форумом, занимает четвертое место в мире с точки зрения объема человеческого капитала.
Потенциально население является мощным драйвером для развития и распространения инноваций.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов
Однако, по мнению участников заседания, пока российский образовательный потенциал не капитализируется в полной мере: в нашей стране почти четверть взрослого населения — так называемые «заведомо неуспешные люди», граждане, которые зарабатывают меньше, чем государство на них тратит.
Эксперты уверены, что этот процесс берет начало еще в детстве, на первой ступени образования. Около 28 % школьников не справляется с одним из ключевых предметов, а 18 % — с двумя и более. Если попытаться улучшить эти показатели в два раза, то через несколько циклов это приведет к увеличению совершенно конкретного экономического показателя — ВВП. Объясняется это просто: вчерашние школьники смогут поступить в высшие учебные заведения, получить качественное образование и стать полноценными и успешными участниками рынка труда, повысив производительность.
Обозначили участники заседания несколько проектов с рабочим названием «12 решений для нового образования», которые могли бы повлиять на изменение ситуации. Было предложено ввести поддержку раннего развития — сформировать систему патронажа для детей, которые еще не посещают школу, а также ввести адресную поддержку малообеспеченных семей. Что касается школьников, то их сильно затронула сегодня цифровая революция. «Через пять лет искусственный интеллект будет доступен каждому. Через десять лет он сможет писать эссе. Как учитель сможет контролировать, сам ребенок сделал домашнее задание или нет? Мы можем просто потерять школу. Нам нужны иные формы занятий, те, которые могли бы увлечь школьников», — обратился к собравшимся Ярослав Иванович. Участники считают, что такие формы обучения, как игры и проекты, могут не только более интенсивно вовлекать школьников в процесс обучения, но еще и учить их соревновательности и командной работе.
Становится необходимой так называемая «средняя школа цифрового века»: нужно сделать следующие поколения учебников адаптирующимися под особенности ученика. Согласно статистике, сегодня 60 % учеников в классе успевающие, 30 % отстающие, а оставшиеся 10 % опережают своих сверстников. Ярослав Кузьминов подчеркнул: «Такие дети учатся в 60 раз быстрее, чем основная группа. Очень скоро они просто перестают заниматься, и мы теряем наш золотой фонд». Новый учебник будет способен маршрутизировать учебный процесс. Конечно, цена таких разработок высока, но в пересчете на одного ребенка стоимость технологии составит от пяти до десяти тысяч рублей в год, что совсем немного, учитывая, какой масштабный результат преследуют разработчики.
Что касается высшей школы, то для максимально эффективного развития было предложено несколько современных проектов. Одним из важнейших направлений работы ректоры считают превращение вузов в центры инноваций в регионах и отраслях. Для этого предлагается передать университетам сложившуюся в регионах и отраслях инфраструктуру поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, инновационные парки), оказывать грантовую поддержку, а также повышать качество подготовки в региональных университетах за счет введения онлайн-курсов ведущих университетов и смешанных очных курсов на их основе. На сегодняшний день восемь вузов — участников заседания уже открыли электронный доступ к разнообразным дисциплинам.
Также эксперты обсудили механизм поэтапного доступа к профессии, который сейчас работает, к примеру, во врачебном сообществе.
Вузам нужно вводить внешнюю аккредитацию профессионального сообщества, давать практикующим специалистам в своей области право допускать вчерашних выпускников к работе. Это поможет не только обеспечивать рынок труда лучшими кадрами, но и стимулировать создание профессиональных сообществ, готовых нести ответственность перед всем обществом. Так может формироваться гражданское общество.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
Эксперты согласились, что это посильная для государства программа, не требующая больших финансовых вложений. В первую очередь такая процедура, по словам администраторов высших школ, должна касаться социально значимых профессий: школьных учителей, юристов, психологов, врачей. В Санкт-Петербургском государственном университете такой проект частично реализуется за счет активного взаимодействия с работодателями. Они участвуют в создании образовательных программ — университетские методические разработки сопряжены с профессиональными требованиями к специалистам. Кроме того, работодатели становятся членами государственных аттестационных комиссий, давая тем самым выпускникам оценку профессионального сообщества.
В перспективе изменения коснутся и размера выплат для студентов: вопрос о реформировании стипендиальной системы — важный шаг для поддержки талантов, как и создание полноценных университетских кампусов. По словам ректоров, в среднем обучающийся теряет восемь месяцев из общего времени обучения на то, чтобы добраться до места учебы от общежития.
В ходе заседания было принято решение создать совместные рабочие группы Ассоциации ведущих университетов и Ассоциации глобальных университетов для проработки конкретных проектов: изменения процесса доступа к профессии, онлайн-образования, контрольных цифр приема, взаимодействия с работодателями и других. До следующей встречи работа продолжится в заочном режиме, поправки в проект предложений Центра стратегических разработок по развитию образования будут аккумулированы в течение нескольких дней.