Приветственное слово ректора СПбГУ Николая Кропачева участникам конференции АВУ

Уважаемые коллеги! Я рад приветствовать всех вас в Санкт-Петербургском университете.

Хотя в названии нашего мероприятия значатся «проблемы преподавания педагогики», знакомство с программой показывает, что содержание его гораздо шире. Среди тем докладов — общие вопросы развития педагогического образования в России и новый ФГОС по педагогике, роль классических университетов в подготовке учителей нового типа, развитие междисциплинарных и социокультурных подходов при подготовке педагогов. Важное место занимают темы, касающиеся цифровой педагогики: без цифровизации трудно сегодня представить себе подготовку кадров для ближайшего будущего.

Роль педагога и педагогики невозможно переоценить.

Например, к нам ежегодно приходят тысячи абитуриентов, знания которых в значительной степени зависят от качества школьной педагогики. Наш университет гордится тем, что уже несколько лет по среднему уровню ЕГЭ мы лидируем среди классических университетов, а по многим направлениям (по медицине, например) и среди специализированных вузов.

При этом благополучном фоне мы видим задачи, стоящие сегодня перед российской педагогикой. Остановлюсь на двух, которые наверняка будут отражены в содержании докладов.

Первая задача — формирование социально ответственной личности. Решение этой задачи — это совместная ответственность перед обществом:

  • вузов и академического сообщества
  • школ и сообщества учителей
  • федеральных и региональных органов управления образованием

Причем такую задачу нужно формулировать в образовательном стандарте как перечне обязательных требований к обучению. Наших детей нужно учить не быть равнодушными к решению сложных проблем в быстро меняющемся мире. Очень важно, чтобы при этом социальная ответственность и общественная активность были в рамках закона. Конструктивное сотрудничество в рамках гражданского общества — залог успешного развития нашей страны. Можно сказать, что патриотизм — это именно такая модель поведения.

В федеральные государственные образовательные стандарты и в собственные образовательные стандарты вузов должна быть заложена идея социальной ответственности выпускника и школы, и вуза. Причем для профессионального образования — как одна из ключевых компетенций специалиста.

И вторая задача — формирование коммуникативных компетенций. Навыки эффективной коммуникации для цифровой экономики становятся исключительно важными. Необходимо, чтобы, научившись управлять компьютерами и роботами, люди не потеряли умение общаться между собой на бытовом и профессиональном уровне. И здесь важную роль играет знание и умение использовать в профессиональной деятельности государственный русский язык. Единство языка — залог взаимопонимания в обществе, правильного применения законодательства, важнейшее условие социального мира в стране. Вместе с тем далеко не все знают, что в России существуют нормы государственного языка. Очевидно, что этому нужно обучать именно в школе. Педагогическое сообщество должно быть к этому готово.

Программа нашей конференции предполагает обмен лучшими практиками в педагогический деятельности. В этом залог решения проблем и позитивного развития современных тенденций в системе российской педагогики.

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы.