Ландшафтное пространство жизни Николая Рериха: в СПбГУ завершился весенний сезон лекций из цикла «Многоликая ГЕО»
Финальную лекцию сезона — «Николай Рерих: земное (ландшафтное) пространство жизни великого человека» — прочитал старший преподаватель СПбГУ (кафедра биогеографии и охраны природы), редактор журнала «Растительность России» кандидат биологических наук Борис Ганнибал.
Николай Константинович Рерих — русский художник, сценограф, философ‑мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха — первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Осенью нынешнего года этому человеку исполняется 150 лет.
Биография Николая Рериха тесно связана с Санкт‑Петербургским университетом и Васильевским островом в целом. Окончив гимназию К. Мая на 10‑й линии В. О., он поступил на юридический факультет СПбГУ при этом слушал лекции еще и на историко‑филологическом факультете. Завершая одновременно обучение в Академии художеств и Университете, Рерих представил тематически близкие дипломные работы: картину «Гонец» и текст «Правовое положение художника в Древней Руси».
Родина — это тот природный ландшафт, который сопровождает первые шаги в жизни. Для Николая Рериха таким природным ландшафтом явилась вся Россия, и прежде всего Санкт‑Петербург и его окрестности. Ландшафт — не столько фон основных этапов жизни нашего героя. Художник сам в нем активно живет, им питается. Как пишут: «В картинах Рериха мы видим свет метаистории, связывающий мир высокой материи с трехмерным земным пространством».
Редактор журнала «Растительность России» кандидат биологических наук Борис Ганнибал
Лектор добавил, что в жизни и творчестве Николая Рериха можно выделить несколько пространств: художественное, общественное, историческое (на базе археологии), национальное (русское), мировая культура (Пакт Рериха), религиозно‑философское (православие, буддизм, мистика, коммунизм), научно‑литературное. Но отдельно стоит отметить земное (ландшафтное) пространство, начальный образ которого сложился у Рериха на родниковых разливах истока речки Изварки и в целом на обширной Ижорской возвышенности.
Усадьба Извара была приобретена Константином Федоровичем Рерихом еще до рождения сына, и семья владела имением до 1900 года. В 1984 года здесь был открыт Музей‑усадьба Николая Рериха — уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей великого художника. Отсюда Рерих вопрошал: «Знаем ли мы, русские, нашу природу?» («К природе», 1901). Здесь он впервые заговорил о сохранении «исторических пейзажей и ансамблей». В 2009 году музей получил статус памятника природы.
Как напомнил Борис Ганнибал, именно в Изваре началось тесное знакомство Николая Рериха с природой: будущий художник собирал здесь коллекции минералов и гербарий, здесь он проводил первые раскопки древностей. Местная администрация выдала 13‑летнему мальчику свидетельство на право в течение года собирать яйца в казенных лесных дачах с научной целью. В результате появилась первая научная работа Рериха «Разделение птиц Санкт‑Петербургской губернии на подклассы, разряды, отряды, семьи». Природа и мир «изварской лесной дачи» также подробно описаны в очерке Рериха «Охота в Царскосельском уезде».
Позже на ландшафтное пространство художника окажут сильное влияние и его путешествия по миру. Уже в Индии сам Рерих записал в дневнике вехи основных своих путешествий, как бы подводя итог жизни. География поистине всемирная: северная, центральная и южная Россия, Западная Европа, Северная Америка, Египет, Цейлон, Индия, Тибет, Китай, Монголия и Япония.
«Примечательно, что в этом ряду он не забыл свои многочисленные экспедиции по российской глубинке, в первую очередь маршруты на просторах сверкающей озерами Валдайской возвышенности, — заметил Борис Ганнибал. — Чем же для самого Николая Рериха являются его ландшафты — финские острова над гладью воды, синие вершины Гималаев, иные разноцветные дали? Самостоятельный ли это смысловой текст или только фон (контекст) и декорации для каких‑то исторических и религиозных сюжетов... Бог весть».
Лекции «Многоликой ГЕО» предоставляют всем интересующимся возможность открыть для себя действительно многоликий мир наук о Земле, познакомиться с различными вопросами, которыми занимаются геология и география, узнать о профессиональной деятельности специалистов в этих сферах из первых уст — как от признанных экспертов, так и от молодых ученых, приобщиться к сообществу универсантов.