Материалы ректорского совещания
Ученый СПбГУ В. С. Запасский — лауреат Государственной премии РФ
Ведущий научный сотрудник исследовательской лаборатории оптики спина имени И. Н. Уральцева СПбГУ В. С. Запасский стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий (Ученый СПбГУ Валерий Запасский стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации). Торжественная церемония вручения наград прошла 12 июня в Кремле.
Премия присуждена за очень важные фундаментальные исследования в области физики — за создание и развитие нового научного направления — спектроскопии спиновых шумов. Работа В. С. Запасского имеет большое значение для развития технологий. В том числе она применяется в разработке квантовых компьютеров (От идеи в дневнике до государственной награды: Валерию Запасскому присуждена Государственная премия Российской Федерации).
Доктор физико-математических наук В. С. Запасский — выпускник физфака ЛГУ. Начиная с 2005 года, работает в СПбГУ на постоянной основе: сначала как сотрудник кафедры фотоники, а с 2011 года — ведущий научный сотрудник лаборатории оптики спина имени И. Н. Уральцева СПбГУ, созданной в рамках мегагранта Правительства РФ.
Научная деятельность В. С. Запасского получила признание ученых во всем мире. Его работы сыграли ключевую роль в становлении нового направления в области ядерно-магнитного резонанса — спектроскопии спиновых шумов. Новый метод физических исследований позволяет наблюдать движение элементарных магнитов среды (атомов, электронов, атомных ядер и т. д.), не оказывая на среду внешнего воздействия. Первая экспериментальная демонстрация принципа регистрации спинового резонанса была осуществлена Валерием Запасским совместно с физиком, академиком РАН Евгением Александровым в 1981 году. В начале 2010-х годов это направление получило активное развитие в лаборатории оптики спина имени И. Н. Уральцева СПбГУ.
Коллеги поздравили Валерия Сергеевича с заслуженной наградой.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 38 обращений от студентов и преподавателей (в том числе восемь вопросов учебно-методического характера), 67 обращений поступило на электронную почту проректора.
Обращения на различные темы: о процедуре перевода и восстановления в СПбГУ, о возможности получения прививочного сертификата из личного дела обучающегося, о возможности получения копии учебного плана, о несогласии с результатами сдачи зачетов по соответствующим дисциплинам в формате онлайн-курсов, об изменении формата проведения промежуточный аттестации по направлению, о несогласии с оценкой по результатам сдачи экзамена в рамках промежуточной аттестации по направлению. По всем обращениям обучающихся проводятся проверки при участии сотрудников различных служб Университета, своевременно направляются ответы.
На ректорских совещаниях уже неоднократно обсуждалась процедура зачетов в формате онлайн-курсов. В ответ на большинство обращений обучающихся, которые получили отрицательное заключение проктора, о результатах зачетов по соответствующим дисциплинам в формате онлайн-курсов за прошедшую неделю подготовлены следующие ответы.
Согласно п. 4.2.9 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в СПбГУ, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1, зачетные и экзаменационные задания выполняются студентом самостоятельно. Использование технических устройств, заранее подготовленных материалов, а также консультирование с другими студентами во время проведения зачета (экзамена) являются основанием для удаления студента с зачета (экзамена) с выставлением оценки «не зачтено» («неудовлетворительно»).
На странице онлайн-курса «Основы бизнеса» и других онлайн-курсов СПбГУ в разделе «Итоговая аттестация» размещены правила прохождения итогового тестирования по онлайн-курсу (далее — Правила). Согласно п. 6 Правил, обучающийся во время прохождения итоговой аттестации должен смотреть только на экран. Не допускается отводить взгляд от экрана дольше, чем на пять секунд, а также не допускается фиксирование взгляда на посторонних предметах на продолжительные периоды времени (пять секунд и более). Кроме того, обучающийся не должен во время тестирования вступать в разговоры с третьими лицами, использовать справочные материалы (книги, шпаргалки, записи), сотовые телефоны, калькуляторы, планшеты. Допускается использование только того компьютера, который непосредственно используется для работы расширения Examus (п. 11 Правил).
Не позднее, чем за день до прохождения итогового тестирования по онлайн-курсу информация о соответствующих правилах направляется на корпоративную почту обучающимся для обязательного ознакомления, а также обучающиеся еще раз знакомятся с этими правилами непосредственно перед началом итогового тестирования на соответствующей стартовой странице аттестации.
Во время прохождения обучающимися итогового тестирования по онлайн-курсу специалистами-прокторами фиксировались систематические продолжительные уводы взгляда из области экрана. При этом данные нарушения были зафиксированы при ответе на закрытые вопросы, не предполагающие использование бумаги для расчетов. Таким образом, фиксируются нарушения, предусмотренные п. 4.2.9 Правил обучения.
Оценка видеозаписей профессиональными прокторами и выявленные факты нарушения процедуры прохождения итогового тестирования являются основанием для выставления отрицательного статуса прокторинга. Результаты прокторинга, выставленные специалистами-прокторами, направляются сотрудникам учебного управления для оформления результатов зачета.
Также для предотвращения новых нарушений и повторного напоминания о необходимости выполнения аттестационных заданий без нарушения установленных правил студентам направлены дополнительные письма-разъяснения. В соответствии с законодательством об образовании, студент может не менее двух раз пересдать зачет / экзамен.
По информации от большинства руководителей УНП, промежуточная и итоговая аттестации проходят в соответствии с расписанием с применением информационно-коммуникационных технологий и / или смешанном формате.
Две группы студентов-юристов четвертого курса переведены на ИКТ из-за подтвержденных случаев COVID-19 у обучающихся. Поступили обращения студентов-экономистов об изменении оценки за экзаменационную работу. По результатам проверки результаты экзамена аннулированы, студентам назначена пересдача этого экзамена. Продолжают поступать заявления от студентов-международников первого курса бакалавриата с просьбой разрешить сдавать экзамен по одной из дисциплин в дистанционном формате. Принято решение об изменении формата.
9 июня состоялась встреча директора Института истории с председателем студенческого совета института. Обучающиеся пожаловались на процедуру проведения экзамена одним из преподавателей. Претензии будут представлены студентами в письменном виде. Руководители некоторых УНП за прошедшую неделю встречи со студенческими советами не проводили.
В период с 7 по 11 июня проведены защиты ВКР у 1020 обучающихся бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования:
№ |
Направление |
СПО |
Бакалавриат и специалитет |
Магистратура |
Общий итог |
1 |
Биология |
|
15 |
49 |
64 |
2 |
Востоковедение и африканистика |
|
0 |
29 |
29 |
3 |
Журналистика и массовые коммуникации |
|
0 |
87 |
87 |
4 |
Науки о Земле |
|
28 |
39 |
67 |
5 |
Искусства |
|
20 |
16 |
36 |
6 |
История |
|
72 |
30 |
102 |
7 |
Математика и компьютерные науки |
|
0 |
13 |
13 |
8 |
Математика и механика |
|
18 |
23 |
41 |
9 |
Медицина (СПО) |
7 |
0 |
|
7 |
10 |
Политология |
|
51 |
|
51 |
11 |
Процессы управления |
|
50 |
20 |
70 |
12 |
Психология |
|
70 |
52 |
122 |
13 |
Социология |
|
40 |
25 |
65 |
14 |
Стоматология и медицинские технологии |
|
7 |
|
7 |
15 |
Физика |
|
22 |
26 |
48 |
16 |
Филология |
|
0 |
152 |
152 |
17 |
Философия |
|
32 |
27 |
59 |
|
Общий итог |
7 |
425 |
588 |
1020 |
Прошли заседания 231 государственной экзаменационной комиссии (ГЭК):
№ |
Направление |
ГЭК по приему государственного экзамена |
ГЭК по защите ВКР или итоговая ГЭК |
Итог |
1 |
Биология |
11 |
11 |
|
2 |
Востоковедение |
6 |
6 |
12 |
3 |
Журналистика |
9 |
9 |
|
4 |
Искусства |
7 |
7 |
|
5 |
История |
26 |
26 |
|
6 |
Математика и компьютерные науки |
2 |
2 |
|
7 |
Математика и механика |
9 |
9 |
|
8 |
Медицина |
2 |
2 |
|
9 |
Медицинский колледж |
2 |
2 |
|
10 |
Менеджмент |
2 |
2 |
|
11 |
Науки о Земле |
1 |
25 |
26 |
12 |
Политология |
6 |
6 |
|
13 |
Процессы управления |
14 |
14 |
|
14 |
Психология |
27 |
27 |
|
15 |
Социология |
9 |
9 |
|
16 |
Стоматология и медицинские технологии |
3 |
3 |
|
17 |
Физика |
12 |
12 |
|
18 |
Филология |
20 |
20 |
|
19 |
Философия |
11 |
11 |
|
20 |
Химия |
4 |
4 |
|
21 |
Юриспруденция |
1 |
16 |
17 |
|
Всего |
10 |
221 |
231 |
Из 1020 защитивших ВКР получили оценки «отлично» — 801 человек (78,5 %), «хорошо» — 178 (17,5 %), «удовлетворительно» — 35 (3,4 %), «неудовлетворительно» — 6 (0,6 %):
№ |
Направление |
СПО |
Бакалавриат и специалитет |
Магистратура |
Всего |
|||||||
хорошо |
отлично |
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
|||
1 |
Биология |
4 |
11 |
1 |
5 |
43 |
64 |
|||||
2 |
Востоковедение и африканистика |
2 |
10 |
17 |
29 |
|||||||
3 |
Журналистика и массовые коммуникации |
5 |
19 |
63 |
87 |
|||||||
4 |
Науки о Земле |
6 |
22 |
1 |
3 |
35 |
67 |
|||||
5 |
Искусства |
2 |
18 |
2 |
14 |
36 |
||||||
6 |
История |
5 |
13 |
54 |
1 |
7 |
22 |
102 |
||||
7 |
Математика и компьютерные науки |
13 |
13 |
|||||||||
8 |
Математика и механика |
3 |
15 |
1 |
3 |
19 |
41 |
|||||
9 |
Медицина (СПО) |
4 |
3 |
7 |
||||||||
10 |
Политология |
16 |
35 |
51 |
||||||||
11 |
Процессы управления |
1 |
12 |
37 |
3 |
17 |
70 |
|||||
12 |
Психология |
1 |
4 |
9 |
56 |
2 |
4 |
46 |
122 |
|||
13 |
Социология |
3 |
14 |
23 |
8 |
17 |
65 |
|||||
14 |
Стоматология и медицинские технологии |
1 |
3 |
3 |
7 |
|||||||
15 |
Физика |
22 |
2 |
24 |
48 |
|||||||
16 |
Филология |
5 |
7 |
18 |
122 |
152 |
||||||
17 |
Философия |
1 |
2 |
29 |
6 |
21 |
59 |
|||||
|
Общий итог |
4 |
3 |
1 |
15 |
84 |
325 |
5 |
20 |
90 |
473 |
1020 |
От обучающихся поступило семь заявлений в апелляционные комиссии:
- по результатам сдачи государственных экзаменов: 2 — от обучающихся в магистратуре по направлению «Международные отношения», 2 — от обучающихся в магистратуре по направлению «Юриспруденция»
- по результатам защиты ВКР: 2 — от обучающихся в бакалавриате по направлению «Политология», 1 — от обучающегося в магистратуре по направлению «История»
По двум апелляциям принято положительное решение.
Использование результатов рейтинга «Три миссии университета»
Рассматривались примеры использования в СПбГУ результатов Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» для обучающихся и работников Университета. С 2019 года результаты Московского рейтинга учитываются в СПбГУ наряду с результатами международных рейтингов QS, THE и ARWU при переводе в Университет на выпускной курс, при организации зачета периодов обучения и результатов освоения онлайн-курсов, а также при отборе проектов академической мобильности и кандидатур экспертов в состав диссертационных советов, формируемых по правилам, установленным в СПбГУ (на каждую защиту) (Презентация).
24 апреля 2021 года на заседании рабочей группы Российского союза ректоров по стратегическому академическому лидерству ректор СПбГУ Н. М. Кропачев выступил с презентацией о практике СПбГУ по использованию результатов Московского международного рейтинга «Три миссии университета». Инициативу учета рейтинга в деятельности российских университетов поддержали многие участники совещания. Выступавшие отметили: если руководители других вузов занимаются тем, что призывают министерства, правительство использовать Московский рейтинг при проведении конкурсов грантов, министерских рейтингов и т. д., то СПбГУ уже несколько лет реально использует результаты Московского рейтинга в своей работе и тем самым показывает министерствам и правительству конкретные возможности их применения.
Об учете данных мирового рейтинга университетов (U.S. News Best Global Universities)
На государственном уровне пять рейтингов университетов признаны мировыми для целей реализации государственной политики Российской Федерации. К трем рейтингам университетов мира (QS, THE и Шанхайскому: QS World University Rankings, The Times Higher Education World University Rankings, Academic Ranking of World Universities) добавлено еще два: всемирный рейтинг университетов U.S. News Best Global Universities и Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета». С учетом норм Постановления Правительства РФ от 05.03.2021 № 326 были внесены изменения и дополнения в локальные нормативные акты СПбГУ.
Учитывая возрастающее значение рейтинга U.S. News Best Global Universities, было принято решение об учете данных также этого мирового рейтинга при определении ведущих образовательных организаций мира, имеющих международное признание. По поручению ректора первым проректором по учебной и методической работе СПбГУ 27.05.2021 был издан приказ № 5603/1 о внесении соответствующих изменений в приказ № 9978/1 от 11.10.2019 «Об учете Московского международного рейтинга "Три миссии университета"».
В частности, с учетом внесенных изменений наименование приказа № 9978/1 с даты издания приказа № 5603/1 считается изложенным в следующей редакции: «Об учете мирового рейтинга университетов (U.S. News Best Global Universities), Московского международного рейтинга «Три миссии университета», а факты вхождения образовательных организаций в число 300 лучших по данным любого из указанных двух рейтингов учитываются в случаях учета факта вхождения образовательных организаций в число 300 лучших по международным рейтингам Academic Ranking of World Universities, The Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings, установленных нормами:
- пункта 7.2.4 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1 (о переводе на выпускной курс)
- пунктов 1, 2 Порядка зачета результатов освоения и периодов обучения в Санкт-Петербургском государственном университете при организации академической мобильности, утвержденного приказом от 17.10.2016 № 8330/1
- пунктов 1, 3 Порядка зачета результатов освоения онлайн-курсов обучающимися СПбГУ, утвержденного приказом от 08.09.2017 № 8852/1
«Новые» рейтинги U.S. News Best Global Universities 2021 и Московский рейтинг вузов «Три миссии университета 2020» (опубликован только 2020 и более ранние рейтинги) сопоставлены с действующим перечнем образовательных организаций, которые выдают признаваемые в Российской Федерации документы об образовании и (или) о квалификации, утвержденным распоряжением ПП РФ от 20.04.2019 № 798-р (сформированным по старым правилам ранее действовавшего ПП РФ от 05.08.2013 № 660, которые предусматривали, что иностранный вуз должен входить в одну из первых 300 позиций трех рейтингов одновременно).
Цикл вебинаров для учителей Ленинградской области
В рамках развития взаимодействия между СПбГУ и Ленинградской областью на основании ранее заключенного соглашения о сотрудничестве (Поддержка талантливых детей и внедрение робототехники: СПбГУ и Ленобласть расширяют сотрудничество) в период с 3 марта по 2 июня был проведен цикл вебинаров для преподавателей-предметников общеобразовательных школ Ленинградской области. Состоялось 15 дистанционных лекций. Спикерами вебинаров выступили ведущие специалисты СПбГУ в области педагогических и психологических наук, в том числе директор Института педагогики, профессор Е. И. Казакова (Презентация). Это мероприятие проводилось по согласованию и во взаимодействии с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области. В вебинарах приняло участие более 230 учителей школ Ленинградской области.
В ходе вебинаров работники Института педагогики знакомили слушателей с актуальными и современными инструментами и методиками преподавания. На занятиях освещались такие темы, как психология диалога, развитие коммуникативных навыков в современной поликультурной среде, цифровое образование и др. Е. И. Казакова также выступила в качестве куратора методической части мероприятия. Организационно-техническая сторона вебинаров осуществлялась сотрудниками Центра языкового тестирования СПбГУ.
Первая часть цикла вебинаров (с 3 марта по 21 апреля) была посвящена разбору актуальных общих вопросов педагогической практики, а также работе с одаренными детьми. Вторая часть (с 28 мая по 2 июня) была посвящена более детальному разбору уроков по предметам, а также способам подачи школьных дисциплин в современных реалиях.
В настоящее время записи вебинаров монтируются для того, чтобы выложить их в свободный доступ.
Медали РАН — молодым ученым СПбГУ
25 мая президиум РАН подвел итоги конкурса на присуждение медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых России и студентов высших учебных заведений за лучшие научные работы (по итогам конкурса 2020 года). Среди лауреатов конкурса — восемь молодых исследователей СПбГУ (научные направления — химия, геология, международные отношения и филология):
- в номинации в области общей и технической химии — Даниилу Михайловичу Иванову, Александру Сергеевичу Михердову, Антону Викторовичу Рожкову за цикл работ «Неклассические нековалентные взаимодействия как универсальный инструмент для построения супрамолекулярных систем и создания материалов»
- в номинации в области физикохимии и технологии неорганических материалов — Виктору Алексеевичу Ворожцову (в соавторстве с В. И. Попковым, ФТИ имени А. Ф. Иоффе) за цикл работ «Особенности фазообразования в условиях ограниченности массопереноса: строение, термодинамические и функциональные свойства оксидных систем»
- в номинации в области геологии, геофизики, геохимии и горных наук — Артему Сергеевичу Борисову за цикл работ «Кристаллохимическое исследование безводных сульфатных минеральных ассоциаций»
- в номинации в области мировой экономики и международных отношений — Кириллу Дмитриевичу Серебрякову за выпускную квалификационную работу «Группы влияния в современных политико-административных институтах КНР»
- в номинации в области литературы и языка — Владе Александровне Чернышевой за магистерскую работу «Глагольные категории у латинских грамматиков»
- в номинации в области математики — Алексею Игоревичу Куликову за работу «Интерполяция Фурье и частотно-временная локализация»
За последние пять лет ученые СПбГУ ежегодно становились лауреатами именных премий РАН в различных областях: геофизика, химия, механика, биология, психология, история, русский язык и литература, неоднократно награждались золотой медалью РАН, а количество победителей молодежной премии РАН за научные работы с 2017 года выросло в четыре раза!
Количество именных премий РАН, полученных учеными СПбГУ (2017–2021):
Год |
Кол-во премий |
Лауреаты премий |
2021 |
4 |
премия РАН имени Б. Б. Голицына — Г. В. Гурин, П. К. Коносавский, К. В. Титов премия РАН имени В. О. Ключевского — Б. Н. Миронов |
2020 |
4 |
премия РАН имени Н. Д. Зелинского — В. П. Анаников премия РАН имени С. Л. Рубинштейна — И. А. Мироненко премия РАН имени А. Н. Веселовского — А. В. Сиренов премия РАН имени Ф. А. Цандера — А. А. Тихонов |
2019 |
4 |
премия РАН имени П. А. Ребиндер — А. Е. Кучма, А. К. Щёкин золотая медаль РАН имени В. И. Даля — В. М. Мокиенко премия РАН имени С. В. Лебедева — А. В. Якиманский |
2018 |
1 |
премия РАН имени А. А. Андронова — А. Л. Фрадков |
2017 |
3 |
премия РАН имени А. Н. Северцова — А. Н. Островский золотая медаль РАН имени Н. И. Вавилова — С. Г. Инге-Вечтомов золотая медаль РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний — Т. В. Черниговская |
Количество премий РАН для молодых ученых за лучшие научные работы (2017–2021):
Год |
Кол-во премий |
Лауреаты |
2021 |
8 |
в области физикохимии и технологии неорганических материалов — В. А. Ворожцов, в области общей и технической химии — Д. М. Иванов, А. С. Михердов, А. В. Рожков в области геологии, геофизики, геохимии и горных наук — А. С. Борисов в области мировой экономики и международных отношений — К. Д. Серебряков в области литературы и языка — В. А. Чернышева в области математики — А. И. Куликов |
2020 |
5 |
в области геологии, геофизики, геохимии и горных наук — О. В. Якубович в области математики — И. А. Бочков в области океанологии, физики, атмосферы и географии — А. Федоров в области разработки и создания приборов, методик, технологий и новой НТП научного и прикладного значения — А. Ю. Шишов в области агропромышленного комплекса — Е. А. Иванова |
2019 |
1 |
в области истории — В. Чикина |
2018 |
1 |
в области геологии, геофизики, геохимии и горных наук — Е. С. Житова |
2017 |
2 |
в области технической химии — С. А. Каткова, М. А. Кинжалов |
Компенсация затрат на публикацию научных статей
С 2014 года в СПбГУ действуют мероприятия по компенсации затрат на публикацию научных статей. Уже два года правила не меняются, научно-педагогическим работникам Университета, авторам (соавторам) научных статей производится компенсация расходов, если статья относится к первому и второму квартилям WoS и / или Scopus — после предъявления документов о затратах. Последнее обстоятельство подчеркивалось особо. Без предъявления документа о затратах компенсация не может быть выплачена.
Первым был приказ № 5076/1 от 25.09.2014 «Об оплате дополнительных услуг при публикации научных статей». Эти мероприятия — часть системы стимулирования публикационной активности и повышения качества научных публикаций сотрудников СПбГУ. Со временем СПбГУ как научная организация достигает какие-то цели и ставит перед собой новые. Именно поэтому, исходя из эффективности мер и уточнения целеполагания, меняются и требования к статьям. Ежегодно на ректорских совещаниях происходит обсуждение вопроса компенсаций (материалы ректорского совещания от 16.11.2020, от 03.06.2019). В 2020 году было подано 42 заявки, шесть из которых не соответствовали конкурсным критериям (например, квартильность журнала не соответствовала Q1 или Q2; указанная аффилиация с СПбГУ не соответствовала правилам указания аффилиации — приказу от 23.07.2015 № 5805/1 «О форме указания аффилиации авторов в научных статьях» и изменениях к нему от 21.03.2016 № 1758/1; опубликованные результаты были получены при финансовой поддержке нескольких грантов, из средств которых можно осуществить компенсацию расходов). По итогам рассмотрения представленных материалов было поддержано 36 заявок, компенсацию за которые получили 28 научно-педагогических работников (некоторые заявки были поданы одними и теми же работниками). Общая сумма выплат — порядка 1,8 млн рублей. Размер выплат — от 6 до 180 тысяч рублей.
Недавно был издан приказ от 31.05.2021 № 5836/1 «О правилах компенсации научно-педагогическим работникам СПбГУ затрат на публикацию научных статей», который продолжает логику непрерывного приема заявок в течение всего года вплоть до 18:00 03.12.2021.
Нарушения, допущенные обучающимися СПбГУ
За январь-май 2021 года были зафиксированы нарушения локальных нормативных актов СПбГУ 43 обучающимися (январь — 5; февраль — 5; март — 7; апрель — 21; май — 5). По уровням обучения: среднее профессиональное образование — 3; бакалавриат — 32; специалитет — 1; магистратура — 6; аспирантура — 1. По направлениям обучения:
- математика и механика — 7
- международные отношения — 6
- прикладная математика — процессы управления, социология — по 5
- науки о Земле — 4
- филология, физическая культура (СПО) — по 3
- биология, менеджмент — по 2
- востоковедение, журналистика, история, медицина, политология, экономика — по 1
Виды нарушений (некоторые студенты нарушают несколько пунктов разных правил):
- п. 4 Приказа от 31.08.2020 № 7541/1 «О необходимости использования средств индивидуальной защиты на территории «Санкт-Петербургского государственного университета», п. 2.2 приказа от 06.04.2020 № 2726/1 «Об утверждении стандарта безопасности деятельности СПбГУ, в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 2.1.2 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: выполнять требования нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих учебный, научный процессы, их организацию и проведение, Устава Университета, настоящих Правил, правил обучения, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов Университета по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, законные требования научно-педагогических и иных работников Университета — 12
- п. 6.1.2 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ и пункта 1 Приказа от 28.11.2019 № 11725/1 «О запрете курения в зданиях и на территории СПбГУ», а именно: курение табака и электронных сигарет в зданиях и на территории СПбГУ — 7
- п. 10.2.8 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: незаконно проводить посторонних лиц в общежитие и (или) оставлять их на ночлег, предоставлять жилую площадь для проживания третьим лицам, п. 2.1.11 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: соблюдать установленный в Университете пропускной режим, в том числе не передавать свой пропуск, включая пропуск на электронно-магнитной основе (студенческий билет, удостоверение), другим лицам и не пользоваться пропуском (студенческим билетом, удостоверением), выданным другому лицу — 6
- п. 10.2.7 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: совершать действия, которые не соответствуют нравственным и культурным традициям СПбГУ, общепринятым моральным и этическим нормам — 4, а именно: распитие алкогольных напитков, драка, грубость в отношении обучающихся и работников
- п. 10.2.1 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: самовольно переселяться из одного жилого помещения в другое в общежитиях СПбГУ, а также переносить инвентарь из одного жилого помещения в другое — 3
- п. 6.1.9 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: нарушение тишины и покоя в ночное время, п. 10.2.5 и 10.2.10 Правил проживания в общежитиях СПбГУ: совершение действий, создающих повышенный шум в жилом помещении, и нарушение законных интересов других проживающих — 2
- п. 2.1.9, 6.1.3 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, а именно: быть дисциплинированными, соблюдать чистоту и порядок на территории Университета, исключить употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков — 1
- п. 10.1.3 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, а именно: несоблюдение правила о содержании в порядке жилого помещения — 1
- п. 2.3 Правил внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, п. 10.1.9 Правил проживания в общежитиях СПбГУ, утвержденных приказом от 28.08.2019 № 8468/1, п. 4.3 Договора найма специализированного жилого помещения в общежитии СПбГУ, а именно: не внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период более шести месяцев
Дисциплинарные взыскания по этим нарушениям объявлены 15 студентам (11 замечаний, 3 выговора, 1 отчисление). Один студент находится в академическом отпуске до 17 мая 2022 года, в отношении него после выхода из отпуска будет издан приказ об объявлении выговора. Еще один студент был отчислен с 12 мая 2021 года в связи с академической неуспеваемостью до получения мнения Студенческого совета СПбГУ (о выговоре).
По 26 студентам сформированы полные комплекты документов для объявления дисциплинарных взысканий, в настоящее время материалы находятся на рассмотрении Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ, после получения мнения которого будут изданы приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности.
О стоимости обучения в СПбГУ
В ответ на вопросы в Виртуальной приемной о стоимости обучения в СПбГУ ранее разъяснялось, что повышение стоимости образовательных услуг производится ежегодно в связи с инфляцией. Только в 2020 году вследствие пандемии коронавируса повышение не производилось, однако в текущем году финансовой возможности сохранять стоимость обучения на уровне 2019 года уже нет.
В 2021/22 учебном году повышение стоимости обучения для второго и последующих курсов произведено в пределах официального уровня инфляции в размере 3,7 %, закрепленного Федеральным законом от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (пункт 1 статьи 1) в строгом соответствии с требованиями, изложенными в пункте 3 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (О стоимости обучения в 2021/2022 учебном году).
Например, стоимость очного обучения по программе бакалавриата направления «История» в 2020/21 учебном году составляла 208700 рублей в год, а в 2021/22 учебном году (согласно приказу от 31.05.2021 № 5877/1) — 216400 рублей в год. Таким образом, рост стоимости составляет 3,69 %, что не превышает официальный уровень инфляции.
Следует дополнительно отметить, что, согласно пункту 4 Правил оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441) и положениям приказа Минобрнауки России от 09.04.2021 № 278 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, оказываемые (выполняемые) ими сверх установленного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)», стоимость обучения по реализуемым в СПбГУ образовательным программам должна соответствовать уровню нормативных затрат на оказание аналогичных образовательных услуг в рамках государственного задания.
Еще в 2010 году по некоторым образовательным программам СПбГУ (направления «Физика», «Химия», «Биология», «Геология» и др.) стоимость обучения на договорной основе была занижена в несколько раз! Фактически обучение в предшествующие годы по указанным программам велось за счет платы, получаемой от обучающихся других образовательных программ (преимущественно — по направлениям «Экономика», «Юриспруденция», «Международные отношения», «Менеджмент» и др.).
В связи с изложенным, СПбГУ вынужден производить постепенное доведение стоимости обучения по реализуемым образовательным программам до уровня нормативных затрат на оказание аналогичных образовательных услуг в рамках государственного задания. Равенство стоимости и нормативных затрат по образовательным услугам должно быть достигнуто к приему 2023 года.
Расторжение договора между СПбГУ и Ассоциацией выпускников
Уже сообщалось, что 7 июня на заседании коллегии почетных профессоров была заслушана информация о деятельности Ассоциации выпускников СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 08.06.2021). Коллегия почетных профессоров СПбГУ приняла рекомендации: учредить новую Ассоциацию выпускников СПбГУ и ЛГУ (сформировать для этого соответствующую комиссию), начать работу по расторжению договора СПбГУ с прежней ассоциацией.
Участники совещания отметили, что у Университета и ассоциации уже много лет нет каких-либо совместных мероприятий. В организации знаковых мероприятий СПбГУ (День карьеры, День абитуриента, День первокурсника, День открытых дверей, День рождения Университета, студенческие конкурсы стартапов) Ассоциация выпускников участия не принимает. Кроме того, в Университете ежегодно проводятся сотни внеучебных (культурных, спортивных, научных) мероприятий. Ассоциация выпускников не принимает участия в организации ни одного из них.
В Университете ежегодно проводится более 350 внеучебных мероприятий для обучающихся (в очной форме, с использованием дистанционных технологий или в смешанном формате), среди которых — более 170 культурных, творческих и просветительских мероприятий, более 20 традиционных студенческих праздников и фестивалей, более 60 спортивно-оздоровительных мероприятий, более 40 научных студенческих мероприятий и заседаний студенческих научных обществ, более 30 волонтерских и социально направленных мероприятий различной направленности, более 20 мероприятий патриотической тематики. В этих мероприятиях принимает участие практически каждый обучающийся СПбГУ — от гимназиста до аспиранта, а также абитуриенты и выпускники. Также ежегодно проводится более 500 профориентационных мероприятий (с учетом онлайн-презентаций).
Соорганизаторами внеучебных мероприятий выступают такие постоянные партнеры Университета, как: Совет ректоров вузов Северо-Западного федерального округа, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, студенческие федерации по видам спорта, Студенческая гребная лига, Национальная студенческая футбольная лига, Ассоциация студенческих спортивных клубов России, Ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», Ассоциация юристов России, Дом молодежи Санкт-Петербурга, Федеральное агентство по делам молодежи Российской Федерации, Русское географическое общество, Администрации Василеостровского, Петродворцового и Адмиралтейского районов и другие. Ассоциация выпускников не принимает участия в организации вышеуказанных мероприятий для студентов (Об участии Ассоциации выпускников в мероприятиях СПбГУ).
Ассоциация выпускников СПбГУ реализует стипендиальную программу, чтобы поддержать талантливых молодых ученых и студентов СПбГУ. В 2021 году стипендиатами стали 22 студента 13 направлений обучения. Размер стипендии — 20000 рублей ежемесячно.
Обучающиеся СПбГУ получают различные стипендии. Так, например, СПбГУ при поддержке фонда управления целевым капиталом «Развитие СПбГУ» учреждены и ежегодно назначаются более 17 видов именных стипендий. Ежегодно их стипендиатами становятся более 170 обучающихся всех направлений обучения. Регулярно учреждаются новые виды стипендий. Размер стипендий составляет от 10000 рублей ежемесячно до 100 % годовой стоимости обучения на договорной основе в СПбГУ (от 70000 до 433000 рублей в год).
Кроме того, постоянные партнеры Университета (Роснефть, Газпром нефть, Яндекс, Хуавэй, Благотворительный фонд В. Потанина, Банк ВТБ (ПАО), Банк «Викинг», Биокад, Фонд имени В. И. Вернадского, Фонд А. Собчака, Аналт-Шимадзу, фонд «УниШанс», консульство Бангладеш, Благотворительный фонд ВШМ, компания Jet Brains, фонд «Родные города», фонд «Русский мир» и другие) ежегодно предоставляют студентам и аспирантам более 340 стипендий.
Предложений и рекомендаций от Ассоциации выпускников в отношении членов советов образовательных программ, ГЭК, УМК и других комиссий не поступало. Напомним, что в советах образовательных программ работают более 1700 представителей работодателей, в ГЭК — более 1850, в УМК — более 100. Совместные мероприятия учебно-методического характера Университет проводит с различными партнерами, а вот с Ассоциацией выпускников совместных мероприятий не проводилось (Расторжение отношений с АВ).
Отмечалось также, что СПбГУ по договору предоставил Ассоциации выпускников исключительное право продавать сувенирную продукцию с логотипом Университета. Но покупатели получают чек вовсе не от Ассоциации выпускников СПбГУ, а от некоего ООО «1724». При этом генеральный директор частной компании — сотрудник ассоциации, и ему принадлежит 75 % фирмы. Представители ассоциации не согласовывали с СПбГУ вопрос передачи права реализации сувенирной продукции с символикой Университета третьим лицам. Ассоциация должна представлять Университету отчет по лицензионному договору. Такого отчета ассоциацией не представлялось (О продаже сувенирной продукции с символикой СПбГУ ООО «1724» от имени Ассоциации выпускников).
Анализ сайта ассоциации и других ресурсов этой организации в социальных сетях на «пандемическом отрезке» (с июля 2020 года по февраль 2021 года) показывает, что ассоциация не придерживается позиции анонсирования и освещения университетских мероприятий. Доля университетских событий и мероприятий среди всех публикаций на сайте ассоциации равна 3,3 %. Можно сделать вывод, что информационная политика ассоциации не отвечает поставленным задачам и не является дружелюбной по отношению к СПбГУ.
При этом в структуре Университета продолжает работу Управление по работе с выпускниками. С 15 июня исполняющим обязанности начальника управления назначен заместитель ректора по международной деятельности С. В. Андрюшин.
Ввиду того, что в ходе документарной проверки Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского государственного университета было выявлено нарушение ассоциацией действующего законодательства Российской Федерации, а также ввиду того, что деятельность ассоциации с учетом характера выявленных нарушений противоречит основополагающим правилам жизни Университета и базовым принципам сотрудничества, положенным в основу заключенного между Санкт-Петербургским государственным университетом и Ассоциацией выпускников СПбГУ соглашения о сотрудничестве от 26 ноября 2014 года, в том числе в части совместного сохранения и приумножения лучших традиций СПбГУ, 10 июня 2021 года ассоциация была уведомлена о расторжении соглашения с 9 июля 2021 года на основании п. 5.2.