Китайские и российские эксперты обменялись опытом противодействия коррупции
В Санкт-Петербургском университете состоялся круглый стол «Национальное законодательство в сфере борьбы с коррупцией и создание прозрачных государственных механизмов в Китае и России». Эксперты двух стран обсудили специфику национальных законодательств, возникающие в процессе выработки законов проблемы и меры предотвращения конфликта интересов.
Открывая встречу, заместитель ректора по международной деятельности Сергей Андрюшин отметил, что в последние годы взаимовыгодное сотрудничество между Китаем и Россией приобретает особый характер и статус: «Сотрудничество с Китайской Народной Республикой — давняя и плодотворная традиция. На сегодняшний день мы работаем со многими научно-образовательными организациями, в том числе и с Академией общественных наук Китая. В нашем Университете обучается более тысячи китайских граждан, осуществляется регулярный обмен студентами, научно-педагогическими работниками, в рамках этих обменов реализуются различные научные проекты. Конечно, и сегодняшний круглый стол укладывается в логику нашего сотрудничества».
В ходе круглого стола российские и китайские коллеги пришли к общему мнению, что коррупция — одна из главных преград на пути развития государств, которая разрушает гражданское общество, тормозит экономический рост каждой страны в отдельности и влияет на мировое сообщество в целом. Пути решения этой проблемы были предложены экспертами в докладах.
С докладом «Проблемы уголовного преследования коррупционных преступлений в России» на встрече выступила к. ю. н., доцент СПбГУ Светлана Кушниренко. Она рассказала представителям китайской делегации, что понятие "коррупция" в Российской Федерации определяется Федеральным законом "О противодействии коррупции", принятым в 2008 году, и является очень объемным. Согласно тексту закона, коррупция — это и злоупотребление служебным положением, и дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, а также коммерческий подкуп и другие действия в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
Выявление подобных преступлений проводится следующими способами: по заявлениям граждан, участвовавших в совершении преступления, по сообщениям физических лиц, обладающих информацией о коррупционном поведении должностных лиц, оперативным путем, по материалам проверок органов прокуратуры и других контролирующих органов.
Китайская академия общественных наук (КАОН) создана в 1977 году и является одним из крупнейших и наиболее влиятельных исследовательских центров Китая в области политических и социальных наук.
Чжан Инвэй, руководитель группы по дисциплинарной инспекции, аккредитованной Центральной комиссией по дисциплинарной инспекции КПК в КАОН, в свою очередь кратко охарактеризовал систему антикоррупционного законодательства в КНР. «Главная структура в Китае, которая занимается борьбой с коррупцией, — это Дисциплинарный комитет. У него есть разделение на уровне провинций, городов и даже деревень, — рассказал г-н Чжан. — Самый главный закон, регулирующий вопросы противодействия коррупции, так и называется: "Закон о коррупции", вместе с ним в Китае работает специальный закон для контролирующих органов». Антикоррупционная политика Китая основывается на культурных традициях, устоявшихся веками, и соблюдении норм международного стандарта в борьбе с коррупцией. Система обновляется, вводятся новые правила и новые требования, в том числе к чиновникам — государство следит за их доходами и перемещениями.
Борьба с коррупцией в Китае — это большая программа, включающая в себя меры борьбы на всех уровнях, и такая работа позволила нам добиться очень больших результатов.
Руководитель группы по дисциплинарной инспекции Чжан Инвэй
Отдельно гостям Университета рассказали об антикоррупционной политике в Санкт-Петербургском государственном университете. Первый заместитель по правовым вопросам проректора — руководителя Аппарата ректора СПбГУ Александр Соловьев привел список потенциально коррупциогенных областей деятельности вузов. В нем традиционно оказываются прием в Университет, учебная работа и выдача документов об образовании, присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий, замещение должностей и экономическая деятельность. Чтобы не допускать подобных нарушений, в СПбГУ проводят разъяснительную работу, соблюдают прозрачность и однозначность нормативного регулирования, ведут внутренний и внешний административный контроль, в том числе за доходами, расходами и имуществом должностных лиц, разделяют административные и академические функции сотрудников, привлекают к контролю за деятельностью вуза общественность. Представители работодателей вовлекаются в составы экзаменационных комиссий, выпускных аттестационных комиссий, в течение учебы студенты сдают экзамены в письменном виде, их работы шифруются, прием в вуз ведется на основании ЕГЭ, за исключением направлений, требующих, например, проверки творческих навыков.
В заключение встречи эксперты обеих стран высказали надежду на продолжение продуктивного диалога и возможность новых встреч и совместных проектов. «Такое взаимодействие могло бы принести свои плоды, — уверены представители китайской делегации. — Потому что КАОН — это теоретический мозговой центр по борьбе с коррупцией, а СПбГУ — один из самых сильных университетов страны».