Как эффективно использовать солнечную энергию: финалисты конкурса стартапов представили свой проект
Команда — финалист конкурса инновационных проектов «Start-up СПбГУ — 2023» разработала модульную гелиосистему, которая позволяет получать солнечную энергию экологичным путем в любых климатических условиях.
Проект AutoSOLAR представляет собой устройство с датчиками для сбора тепловой энергии Солнца — солнечный коллектор, внутри которого находятся трубки с рабочим веществом. Инновационность разработки заключается в системе консервации излучаемого ультрафиолетового потока. Когда оборудование не может эффективно работать из-за холодного времени года, отсутствия активности Солнца или слабого излучения, контур коллектора заполняется инертным газом — азотом. Это позволяет безопасно вывести устройство из эксплуатации и добиться энергосберегающего эффекта, так как теплоноситель не охлаждается атмосферным воздухом, при этом система будет продолжать работать в автоматизированном режиме. Оборудование сконструировано таким образом, что способно замерять и температуру окружающего воздуха, и солнечную инсоляцию (поток солнечной радиации на поверхность. — Прим. ред.).
Бывает, что температура низкая, а солнца достаточно, тогда контроллер отправляет сигнал, азот выдавливается в атмосферу, он абсолютно безопасен, и под давлением расширительного бака коллектор снова сам начинает преобразовывать солнечную энергию.
Анастасия Полозкова, капитан команды
Основными преимуществами проекта являются возможность использования неисчерпаемых ресурсов, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду, отсутствие потерь тепловой энергии при отрицательных температурах воздуха и упрощение эксплуатации. С налаживанием автоматического режима работы системы пропала также необходимость постоянно контролировать процесс. Более того, командой также разрабатывается приложение, которое позволит полностью управлять теплоснабжением и не зависеть от центральных источников, поставляющих энергию.
В следующих материалах серии «Start-up СПбГУ — 2023» будет рассказано о других финалистах конкурса и проектах в сфере развития информационных технологий, искусственного интеллекта, сельского хозяйства и других.
Главным отличием разработанной гелиоустановки от аналогичных продуктов на рынке авторы проекта AutoSOLAR называют ценовую доступность для потребителей среднего сегмента. Модульная система стоит в пять раз меньше, но является более эффективной и долгосрочной. «Трубки теплоносителя в системах, которые предлагают сейчас производители, заполняются воздухом. Он может привести к коррозии, для предотвращения которой нужны дорогостоящие материалы. Мы же можем сделать систему даже из подручных средств, потому что используем инертный газ», — сообщила Анастасия Полозкова.
По словам капитана команды, разработка AutoSOLAR — полностью готовое торговое предложение, от идеи до выполнения и обслуживания. Участники планируют вносить при необходимости изменения в систему оснащения, адаптируясь под запросы заказчика, а также корректировать проекты как строящихся, так и уже существующих зданий. «Для теплых регионов необходим один набор оборудования, а для холодных регионов, например Сибири, требуется уже другой список. Мы сами делаем замеры и подбираем нужное техническое оснащение», — объяснила Анастасия Полозкова.
В состав команды AutoSOLAR вошли студенты и преподаватели Омского государственного университета путей сообщения. Капитан команды — Анастасия Полозкова, которая отвечает за продвижение проекта и коммерческую деятельность. Обязанности проектировщика и финансового директора, контролирующего расходы и прибыль, возложены на Евгения Лазарева. Творческой и креативной работой, анализом экономических предложений занимается Артем Гусаров. За разработку и тестирование модульной системы и теоретическую базу проекта отвечает Богдан Тимченко. Максим Чириков занимается непосредственно практической стороной и производством: налаживает работу гелиоустановки, контролирует ее корректность.
Сейчас AutoSOLAR занимается приобретением оборудования для пилотного выпуска модульной геолиосистемы, его установкой и монтажными работами, а также развивает экономическую сторону проекта: закупает рекламные услуги у компаний-партнеров, с которыми команда заключила соглашения о сотрудничестве. Участники планируют сначала выйти с продукцией на региональный уровень, а после успешной реализации в малых формах охватить всю страну.