Эксперты ВШМ СПбГУ: в 2020 году расширение предпринимательского сектора продолжилось, несмотря на пандемию

В Калининграде на заседании комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Малое и среднее предпринимательство» представили результаты «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) за 2020 год. С докладом выступила руководитель проекта в России, представитель Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Верховская.

GEM оценивает уровень бизнес-активности в странах — участницах проекта ежегодно. В 2020-м исследование охватило 45 национальных экономик. Ключевой темой мониторинга стало влияние коронакризиса на предпринимательский сектор. В 2020 году для реализации методологии GEM при проведении опроса взрослого трудоспособного населения в России использовалась многоступенчатая стратифицированная вероятностная выборка объемом 2002 респондента. Опрос проводился методом формализованного интервью «лицом к лицу».

В России индексы предпринимательской активности сократились в 2020-м на 9 % по сравнению с предыдущим годом. Однако, как отмечают авторы работы, общий тренд остался позитивным. Об этом можно судить, например, по тому, что количество россиян, предпринимавших усилия по созданию своего дела, в 2020 году в 1,8 раза превысило число людей, закрывших бизнес. Интересно, что ровно такое же превышение наблюдалось в количестве так называемых ранних предпринимателей по отношению к устоявшимся. Расширение предпринимательского сектора продолжилось, несмотря на вызванные локдауном проблемы.

На создание бизнеса россиян в 2020-м более всего мотивировала необходимость обеспечения источника дохода. С тем, что именно эта причина является ключевой, в большей или меньшей степени согласились 71,4 % ранних и 78,8 % устоявшихся предпринимателей. Вывод: бизнесмены «с историей» чаще заняты своим делом вынужденно, «ради заработка».

Интересно, что доля «вынужденных» стартаперов больше среди женщин, чем среди мужчин. Так, 76,4 % женщин отметили, что к организации бизнеса их подтолкнуло отсутствие других вариантов работы. Среди мужчин таковых 66,6 %.

Еще о мотивах: 68,7 % начинающих и 60,9 % опытных предпринимателей признают, что мотивом их деятельности является желание обеспечить большой доход и благосостояние. Финансовые причины вообще являются основными для России. Только четверть бизнесменов всех категорий говорят, что стали предпринимателями из желания «изменить мир к лучшему». Еще 16 % предпринимателей отметили, что продолжают семейную традицию.

Поводом к закрытию бизнеса в 2020 году чаще других служила пандемия — ее назвали причиной своих бед 28,9 % тех, кто вынужден был остановить дело. Еще 25,9 % отметили, что сделали это из-за неприбыльности бизнеса. Это почти на 9 % меньше, чем в 2019 году. В последние годы сократилась и доля бизнесов, остановленных из-за недоступности финансирования. В 2020-м на нее жаловались 6,2 % респондентов в России. Это меньше, чем в среднем среди стран — участниц проекта (9,8 %).

Пандемия коронавируса, отмечается в исследовании, привела к незначительному росту оценки предпринимательства как карьерного выбора в российском обществе. Это может быть связано с тем, что СМИ чаще стали писать об историях успеха. А вот в оценках людьми достаточности собственных знаний и опыта для открытия собственного бизнеса Россия продолжает занимать одну из самых низких позиций в глобальном рейтинге GEM. Хотя оценка условий для создания бизнеса и выросла при этом на 10 % в 2020 году.

«Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) является наиболее влиятельным исследовательским проектом по феномену предпринимательства и его кросс-национальным показателям. За 23 года существования в проекте поучаствовали 115 стран, опрошены три миллиона человек. В мониторинге задействованы больше 500 специалистов по исследованию предпринимательства, 200 финансовых и 300 академических и исследовательских учреждений. В России на протяжении 14 лет проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, с 2018 года — при поддержке Сбербанка.

Говоря о влиянии пандемии, 56 % предпринимателей согласились с тем, что возможностей для роста стало меньше. Среди тех, кто предпринимал активные попытки по созданию бизнеса, 55 % заявили, что они привели к задержкам в операционной деятельности. При этом 21 % ранних и 18 % устоявшихся бизнесменов уверены, что пандемия создала новые возможности для развития бизнеса.

Наконец, оценивая условия развития предпринимательства по 10-балльной шкале, участники исследования поставили лучшие отметки таким показателям, как «развитость физической инфраструктуры» (6,4) и «динамика рынка» (5,7). «Культурные и социальные нормы» чуть отстают (3,8 балла), как и «доступ к финансированию» (3,5). На последних местах «рейтинга условий» оказались «начальное и среднее образование» (2,7 балла) и «научно-технические разработки» (2,4 балла).