Эксперты ФТ: сомнения руководителя в собственной компетентности могут принести пользу компании

Как в мировой и российской практике решается вопрос несоответствия между требованиями рынка труда и реальными компетенциями кандидатов на рабочее место? Почему будущее не за профессиями, а за списком компетенций? Каким образом вузы могут помочь рынку труда в «воспитании» новой модели поведения соискателя?

Эти и другие вопросы были подняты на обсуждении «Рынок профессий vs компетенций», модератором которого выступил шеф-редактор Издательского дома Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, член учебно-методической комиссии института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ и председатель ГЭК по направлению «Реклама и связи с общественностью» Дмитрий Прокофьев.

Обсуждение открылось вопросом: «Где заканчивается профессия и начинаются компетенции?» Мнения экспертов разделились: одни отметили, что в первую очередь работодатели смотрят на специальность в дипломе, особенно в фундаментальных сферах и на местах, связанных с жизнеобеспечением граждан, другие же подчеркнули важность наращивания компетенций в рамках полученной специальности, для того, чтобы быть успешным в карьере.

Точный ответ на поставленный вопрос предложила Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций Всероссийского научно-исследовательского института труда. Она сообщила, что компетенции не существуют без профессий.

Значение имеют не отдельные компетенции, а их набор. Кому нужен человек, который виртуозно владеет скальпелем, если у него нет диплома врача? Именно образование, среднее профессиональное и высшее, дает набор компетенций в рамках профессионального стандарта.

Директор по развитию системы профессиональных квалификаций Всероссийского научно-исследовательского института труда Ирина Волошина

Доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ, эксперт в области обучения лидерству Андрей Замулин предложил новый взгляд на проблему формирования компетенций. «Компетентность» организации — не менее важный критерий в адаптации новых сотрудников. Это понятие подразумевает не только готовность компании работать с новичками, но и гибкость структуры, внутреннюю целостность и ориентацию компании на аджайл — способность ориентироваться в ситуации здесь и сейчас, используя все имеющиеся ресурсы, а не рассчитывать исключительно на стратегию и будущее развитие. Кроме того, значимым аспектом является фигура руководителя, его желание развиваться вместе с организацией и средой. В условиях, когда сам руководитель может усомниться в собственной компетентности, компетентности своих подчиненных и организации в целом, возможны позитивные изменения в компании, внедрение инноваций и значительное улучшение позиций на рынке.

С Андреем Замулиным согласилась Александра Глазкова, вице-президент по HR, PR и административным вопросам фармацевтической компании BIOCAD. Она отметила, что на рынке труда ощущается острый дефицит высококвалифицированных специалистов и руководителей в области HR. В этом смысле Высшая школа менеджмента СПбГУ предлагает, по ее мнению, уникальные образовательные программы по менеджменту и управлению кадрами. Александра Глазкова также сообщила, что сильное HR-направление способно решить многие проблемы компании: стимулировать сотрудников к росту внутри организации, внедрить практику обучения для топ-менеджмента, выстроить грамотную систему обучения работников и многое другое.

В заседании также приняли участие представители Министерства просвещения России, ГУП «Водоканал», Школы будущих президентов, компаний «ЭГО Транслейтинг» и «Сотер», вузов Петербурга и Москвы. Интерес к обсуждению проявили многие участники Форума труда, представляющие не только производственные компании и организации сферы услуг, но и образовательные учреждения и государственные структуры.