Эксперты Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ приняли участие в конференции «Цифровое образование. XXI век»
![© СПбГУ](/sites/default/files/styles/image1250/public/2024-05/cifrovoe-obrazovanie.jpg?itok=Cp9aGGbU)
В Москве состоялась VI Научно‑практическая конференция «Цифровое образование. XXI век». Событие объединило экспертов из разных городов России для обсуждения актуальных вопросов, связанных с цифровизацией образования.
СПбГУ на мероприятии представили спикеры Центра развития электронных образовательных ресурсов — директор центра Анастасия Ковальчук и начальник методического отдела Мария Бурлова.
На секции «Национальная платформа "Открытое образование" — элемент системы высшего образования» представители вузов‑разработчиков обменялись опытом и обсудили особенности создания образовательных онлайн‑продуктов и их реализации.
Анастасия Ковальчук выступила с докладом «Классический университет как креативная индустрия в призме онлайн‑обучения», в котором рассказала, как неклассические, креативные подходы к созданию научно‑популярного и обучающего контента способствуют большему вовлечению слушателей и меняют ландшафт онлайн‑образования.
В начале выступления эксперт представила успехи СПбГУ в области онлайн‑обучения: будучи лидером Национальной платформы «Открытое образование» как по количеству курсов и программ, так и по числу слушателей, Университет также является единственной российской образовательной организацией — соучредителем Всемирного союза массовых открытых онлайн‑курсов, первым российским вузом, заключившим договор с крупнейшей китайской национальной образовательной онлайн-платформой XuetangX, первым и единственным российским партнером индонезийской образовательной онлайн‑платформы ICE Institute.
С самого начала развития онлайн‑обучения, понимая специфику формата, СПбГУ отказался от модели простой оцифровки лекций и предпочел заложить основу для реализации творческих подходов к созданию образовательного контента.
Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Анастасия Ковальчук
Так, на базе центра происходит творческий обмен навыками и идеями между преподавателями, студентами и профильными специалистами, в результате которого создаются образовательные медиапродукты, вовлекающие слушателей в процесс непрерывного обучения.
Также работа по таким принципам позволяет раскрыть креативный потенциал авторов: побуждает их выйти за рамки привычной подачи материала, использовать новые подходы и инструменты, пересмотреть сам процесс передачи знаний обучающимся с помощью информационно‑коммуникационных средств и по‑новому проявить себя как эксперта.
Эффективность такого подхода подтверждается значительным числом внешних слушателей со всего мира, которое превышает 4 миллиона.
На секции «Цифровое образование. XXI век», посвященной педагогическому дизайну, Мария Бурлова представила доклад «Сторителлинг как основа сценария языкового онлайн‑курса и инструмент для развития коммуникативно‑речевых навыков», в котором рассказала о подходах, внедряемых Центром развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ в теорию и практику преподавания иностранных языков.
Свое выступление Мария начала с определения понятия сторителлинга, целей и преимуществ такого формата. Отметила, что дидактический сторителлинг, то есть искусство рассказывать истории в обучающих целях, — это мощный инструмент проектирования привлекательного, увлекательного и релевантного образовательного опыта. Игровой метод, сочетающий в себе познавательное действие и эффект развлечения, помогает превратить абстрактную новую информацию в конкретное знание, увеличить эффективность ее понимания и запоминания за счет ярких эмоций и наглядности, вовлечь слушателя и поддержать его мотивацию на протяжении всего образовательного процесса.
Языковые курсы — одна из визитных карточек СПбГУ. На данный момент Университетом реализуются онлайн‑курсы по английскому, китайскому, корейскому, японскому, арабскому, испанскому, венгерскому, хинди, турецкому и персидскому языкам — всего более 40 курсов. Курсы СПбГУ по иностранным языкам не раз занимали высокие позиции в международных рейтингах. Так, Japanese for Beginners вошел в топ‑100 самых популярных онлайн‑курсов мира по версии портала Class Central в 2020 году.
В докладе на VI Научно‑практической конференции «Цифровое образование. XXI век» был подробно раскрыт метод выстраивания сторителлинга с использованием четырех основных элементов — героя, конфликта, сюжета и трансформации — и наглядно продемонстрировано применение метода на примерах из языковых онлайн‑курсов СПбГУ. Затем была разобрана тема сторителлинга как связующего звена между основными элементами структуры языкового курса — фонетикой, грамматикой, письмом и говорением, рассмотрены сложности, возникающие при проектировании и реализации курсов, и предложен оптимальный алгоритм работы над историей курса.
В завершающей части Мария подняла вопрос развития навыков устной речи при изучении языка в формате МООК, предложила варианты решения проблемы с помощью приемов сторителлинга и подчеркнула, что сторителлинг может применяться для развития всех компетенций, предусматриваемых языковыми курсами.