Эксперт СПбГУ: «Психическое здоровье будущего ребенка закладывается еще на этапе беременности его матери»
Доцент Санкт‑Петербургского университета Мария Блох выступила на пресс‑конференции ТАСС, посвященной развитию системы оказания психологической и психической помощи детям в Петербурге.
В рамках встречи эксперты обсудили подходы к оказанию своевременной помощи и поддержки детям, негативные факторы, которые влияют на психику ребенка, а также подготовку профессиональных кадров.
«То, как человек справляется со стрессом, преодолевает проблемы в подростковом и взрослом возрасте, закладывается на очень ранних этапах, в том числе во время внутриутробного развития. Важно состояние матери, эмоциональная атмосфера всей семьи в период ожидании ребенка, а зачастую даже на этапе планирования беременности», — рассказала доцент СПбГУ.
По словам Марии Блох, репродуктивное здоровье за последнее десятилетие снижается во всем мире. По данным Росстата, в зависимости от региона России от 15 до 19 % мужчин и женщин репродуктивного возраста испытывают сложности с зачатием. Возраст первой беременности у женщин увеличивается, что ведет к накоплению соматических нарушений, которые влияют на протекание перинатального периода у ребенка.
Перинатальный период (в перинатологии) — период с 22‑й полной недели внутриутробной жизни плода по 7‑й день после рождения ребенка. В психологии перинатальный период охватывает всю беременность, роды и младенческий период ребенка — это время формирования, развития и функционирования диады «мать‑ребенок».
Как рассказала Мария Евгеньевна, ученые исследовали психологическое состояние пятилетних детей и выяснили, что если у женщины в младенческом и раннем возрасте ее ребенка (лонгитюдное исследование) наблюдалось депрессивное состояние, то у ребенка будет повышенный уровень тревожности и большее количество страхов. У тревожных мам и матерей с чертами беспокойства, возбудимости и неуверенности в себе, но не имеющих депрессивных состояний, ребенок сможет адаптироваться и научится бороться со стрессом (Longitudinal interactions between maternal depression symptoms and familial stressful life events on child anxiety symptoms at 5 years of age. Viviane Valdes, Linda W. Craighead, Charles A. Nelson// Infancy. 2024;1‑18).
Психолог рассказала, что за последний год в России вышло несколько постановлений, направленных на раннюю психологическую помощь новорожденным и детям до 3 лет. Помощь предназначена не только для детей, имеющих диагноз, инвалидность или отклонения, но и для детей, которые входят в группу риска. К этой категории относятся недоношенные дети или маловесные, а также семьи с детьми, у которых были сложности до родов, в родах или сразу после.
По мнению Марии Евгеньевны, именно эта группа риска нуждается в межведомственной комплексной помощи со стороны специалистов, понимающих, что они воздействуют не только на ребенка и развитие его навыков, но в первую очередь на семью.
Большая помощь — выделение ставок медицинских клинических психологов в системе родовспоможения. В женских консультациях, в роддомах, перинатальных центрах уже сегодня есть медицинские психологи, которые сопровождают семью на этапе планирования, ожидания ребенка и после его рождения.
Доцент Санкт‑Петербургского университета Мария Блох
«Нам очень важно понимать, что то, чему мы учим ребенка: адаптироваться к кризисам, противостоять различным вызовам со стороны социума, — все закладывается в семье», — подчеркнула Мария Евгеньевна.
Она также отметила, что в России важно сформировать межведомственную маршрутизацию передачи семьи на самом раннем этапе в систему ранней помощи, где с семьей уже будут работать после рождения ребенка.