Эксперт СПбГУ: Плохо, что мы теряем ощущение беспокойства по поводу ситуации с ВИЧ в России
Доцент Санкт‑Петербургского университета, заместитель главного врача по медицинской части Боткинской больницы, врач-инфекционист Владимир Мусатов рассказал о статистике заболеваемости ВИЧ в России и Петербурге, прокомментировал мифы, связанные с вирусом иммунодефицита человека, и объяснил, в каких случаях наличие справки об отсутствии ВИЧ не является поводом перестать использовать средства барьерной контрацепции.
Первый случай заражения вирусом иммунодефицита человека был выявлен более 40 лет назад, но проблема ВИЧ продолжает беспокоить весь мир и сегодня. По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) и Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, в 2022 году Россия вошла в пятерку стран с самой высокой скоростью распространения ВИЧ, на нее пришлось почти 4 % из 1,5 млн заражений по всему миру. По этому показателю Россия обогнала Танзанию, Уганду и Кению. Согласно последним официально опубликованным данным по России за 2021 год, более 400 тысяч человек с положительным статусом к концу 2021 года ушли из жизни. В Санкт‑Петербурге сегодня проживает более 52 тысяч человек, у которых подтверждено наличие ВИЧ.
В сравнении со статистикой по стране эти цифры не выглядят впечатляющими, но я должен сказать, что это страшные цифры. Плохо, что мы теряем это ощущение беспокойства. Я призываю воспринимать это информацию по‑другому. Если у нас более пяти миллионов населения и 52 тысячи человек из них живут с ВИЧ в Петербурге, то это примерно один процент, то есть каждый сотый житель Северной столицы.
Доцент Санкт‑Петербургского университета, заместитель главного врача по медицинской части Боткинской больницы, врач‑инфекционист Владимир Мусатов
«Если не брать в расчет статистику по новорожденным, детям и подросткам, зараженность среди которых очень низкая, по долгожителям и пожилым людям, то этот процент увеличивается. Тогда получается, что если мы, допустим, входим в электричку со средней загрузкой около 110 человек, то там точно будет несколько человек с ВИЧ. И это при учете того, что есть процент людей, которые не знают о своем диагнозе», — подчеркнул эксперт.
Несмотря на огромное количество доступной информации, которую люди сегодня могут получить в сети, в СМИ и в медицинских учреждениях, до сих пор остается множество мифов, связанных с этим заболеванием. Один из них — убежденность в том, что ВИЧ‑инфекция — это болезнь людей из маргинальной среды.
Статистика и опыт работы в Боткинской больнице доцента СПбГУ говорят об обратном.
Если человек живет в полнейшей убежденности, что он не относится к группе риска по заражению ВИЧ, его это не касается, он первый под угрозой заражения. Мой учитель, человек, который много сделал для того, чтобы переломить ситуацию с ВИЧ‑инфекцией в Петербурге, профессор Аза Гасановна Рахманова говорила, что каждый из нас должен осознавать, что мы живем в период эпидемии ВИЧ‑инфекции.
Доцент Санкт‑Петербургского университета, заместитель главного врача по медицинской части Боткинской больницы, врач‑инфекционист Владимир Мусатов
Эксперт убежден, что нужно проводить адресную информационно‑разъяснительную работу с разными возрастными группами. По мнению врача‑инфекциониста, работа по первичной профилактике должна быть нацелена на молодежь, которая входит во взрослую жизнь. Информирование людей 20–30 лет о рисках заражения ВИЧ нужно проводить в другом формате. Нужно помнить, что людей старшего возраста также нужно просвещать по вопросам защиты от ВИЧ. И в этом случае должны быть другие каналы и способы подачи информации.
«Однозначно, сегодня мы в практике наблюдаем результаты проваленной информационной кампании по информированию зрелых возрастных категорий (людей 50–70 лет) о профилактике заражения ВИЧ. Основной контингент пациентов с выявленной ВИЧ‑инфекцией стареет. В Боткинскую больницу регулярно поступают пациенты в возрасте старше 50 лет, которые заразились половым путем», — рассказал эксперт СПбГУ.
В настоящее время доминирующим механизмом передачи ВИЧ в мире, в России и в Санкт‑Петербурге являются различные сексуальные практики. Более 70 % выявленных случаев заражения ВИЧ по России и более 80 % случаев по Санкт‑Петербургу, согласно данным 2022 года, произошли из‑за незащищенного сексуального контакта.
Врач напомнил, что основой профилактики ВИЧ‑инфекции является безопасная сексуальная модель поведения: в первую очередь использование при половых контактах средства защиты — презервативов.
В последние годы все чаще стали говорить о новом способе предохранения от болезней, передающихся половым путем. Партнеры, которые принимают решение отказаться от использования средств барьерной контрацепции, сдают анализы на наличие половых инфекций. В случае если оба партнера по результатам исследований оказываются здоровы, пара перестает использовать презервативы. Эксперт предостерег, что такая модель поведения не обезопасит партнеров от заражения ВИЧ. Если человек сомневается в своем ВИЧ‑статусе или статусе своего партнера, результата одного тестирования будет недостаточно. Если один из партнеров не придерживался безопасной сексуальной модели поведения и не использовал презерватив, то, чтобы удостоверится в его здоровье, нужно сдать анализ несколько раз.
В таком случае анализ для определения наличия вируса необходимо делать дважды. К примеру, один вы делаете сейчас, а потом через три месяца или через шесть месяцев. У части людей выявление вируса происходит медленно.
Доцент Санкт‑Петербургского университета, заместитель главного врача по медицинской части Боткинской больницы, врач‑инфекционист Владимир Мусатов
«Я всегда говорю, что если человек принес справку, в которой написано, что результат на ВИЧ отрицательный, то этот результат описывает его состояние на момент забора крови. К этому надо прибавить 2–4 недели. То есть это информация месячной давности. А что происходило в течении этого месяца, какие были встречи у человека, какую модель поведения он практиковал, справка не сообщает», — объяснил Владимир Мусатов.
В противовес людям, которые убеждены, что ВИЧ их не касается и заразиться могут только маргиналы и наркоманы, существуют те, кто боится заражения в быту. Существует мнение, что в стоматологических кабинетах, маникюрных и косметических салонах в процессе процедуры вы можете легко заразиться вирусом иммунодефицита.
Эксперт отметил, что шанс заразиться ВИЧ в этих случаях действительно есть, но он весьма небольшой. Все зависит от концентрации вируса. Например, риск передачи вируса иммунодефицита человека в ходе переливания крови от зараженного ВИЧ, который не принимает терапию, очень велик. В то время как количество реальных случаев заражения ВИЧ в процессе какой‑либо косметической или медицинской процедуры, которая включает травматизацию кожных покровов и слизистых, вплоть до иглоукалывания, ничтожно мало.
Чаще встречаются случаи заражения через незащищенные сексуальные практики, употребление наркотических и психоактивных препаратов, а также вертикальный путь передачи от матери к ребенку. Остальные в теоретической модели — да, в практической — маловероятно.
Доцент Санкт‑Петербургского университета, заместитель главного врача по медицинской части Боткинской больницы, врач‑инфекционист Владимир Мусатов
«Хочу обратить внимание, что у вирусного гепатита В вероятность заражения выше, чем ВИЧ‑инфекцией. И как раз инфицироваться вирусом гепатита В в ходе косметических или медицинских процедур относительно легко», — пояснил Владимир Борисович.
Врач подчеркнул: чтобы обезопасить себя в таких ситуациях, нужно внимательно и ответственно относиться к выбору салонов и медицинских учреждений, в которые вы обращаетесь за услугами. Нужно проверять информацию об учреждении, запрашивать у специалистов, которые оказывают вам услуги, документы об образовании и профессиональной квалификации. Также следует обращать внимание на чистоту и стерильность инструментов, которыми пользуется специалист: не бояться попросить, чтобы вам до начала процедуры рассказали и даже показали, в каких условиях и каким образом производится стерилизация инструментов.