Археологи СПбГУ нашли ценные предметы, выброшенные «черными» копателями
Во время мониторинга состояния объектов культурного наследия около деревни Которск в Псковской области археологи СПбГУ нашли больше дюжины древних предметов, выброшенных «черными» копателями. На месте одного из крупнейших центров формирования Древнерусского государства они искали серебряные монеты и украшения, а непрезентабельные вещи из железа и бронзы решили попросту выбросить.
Расплющенный вток копья, погнутый наконечник стрелы, производственные шлаки, топор без лезвия, фрагмент женского браслета — всего 13 средневековых предметов, которые эксперты СПбГУ датируют X–XI веками, нашли на поселении эпохи викингов в Псковской области. Рядом с ним, на лесной поляне, уже больше двадцати лет находится лагерь экспедиции. По-видимому, «черные» копатели за столом разбирали найденное и решали, что стоит увезти с собой, а что бросить.
Во время обеда я что-то уронил под стол, нагнувшись, увидел вток копья (специальный наконечник, чтобы втыкать копье в землю). Рядом — обломок топора без лезвия и другие вещи. Все эти предметы не имеют коллекционного вида, скорее всего, копатели забрали только серебряные монеты и украшения. Однако объект культурного наследия в очередной раз поврежден.
Старший научный сотрудник СПбГУ Владислав Соболев
Именно из-за разрушения культурного слоя, где содержатся следы деятельности человека, археологи никогда не получат большую часть ценной информации. Как отмечают эксперты, мало кто сегодня понимает, что археология уже давно не занимается поиском и коллекционированием отдельных предметов. При изучении любого памятника более важна информация о том, в каком слое и вместе с какими вещами находился тот или иной предмет, каков порядок чередования слоев грунта на памятнике и какие находки характерны для того или иного слоя. Извлеченные из земли предметы, будь то наконечник стрелы, сломанный топор или фрагмент браслета, даже попавшие в руки археологов, теряют большую часть информации, которая могла бы быть получена при проведении планомерных археологических раскопок. Работа же с артефактами, собранными нелегальными раскопщиками, отмечает руководитель лаборатории СПбГУ кандидат исторических наук Елена Михайлова, напоминает чтение книги, страницы которой вырваны из переплета, смяты и перепутаны.
Среди найденных предметов есть, например, согнутый наконечник стрелы. Это может быть свидетельством военного конфликта, ведь мы знаем, что примерно в середине X века Которской погост был сожжен. Возможно, штурм и пожар связаны с установлением погостов и даней княгиней Ольгой или относятся к периоду, когда воевода Добрыня крестил Новгородскую землю огнем и мечом. Может быть, здесь происходило что-то еще, но мы этого уже не узнаем: утерян огромный пласт информации, который помог бы нам восстановить картину произошедшего.
Руководитель Лаборатория археологии, исторической социологии и культурного наследия СПбГУ Елена Михайлова
Археологи отмечают, что подобные случаи сегодня не редкость. На многих средневековых поселениях и могильниках можно заметить небольшие ямки — они остаются после копателей, роющих там, где пищит металлодетектор. В итоге — находки извлечены и лишены контекста, культурный слой перемешан, а получить полноценную информацию о древних поселениях практически невозможно.
Найденные у деревни Которск предметы сегодня хранятся в СПбГУ. Специалисты планируют тщательнее изучить находки, а после передать их в Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.