Высвободим время — для развития
Принцип разграничения административных и академических полномочий реализуется в Университете уже несколько лет.
К заведующему кафедрой пришли с просьбой завизировать заявку на получение ключей от аудитории новым сотрудником (чтобы потом на вахте ему выдавали эти ключи). Знакомая ситуация, верно? И заведующий привычно, не глядя, подписывает эту бумагу. Как и сотни других бумаг до этого. Как и сотни других заведующих в той же ситуации... Но в какой-то момент один из них — профессор В. П. Казаков, заведующий кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания, задумался над простым, казалось бы, вопросом: а почему я это делаю?
И он пришел к выводу: раз я так делал и продолжаю делать, значит, я за это отвечаю. Но ведь это не так: не может заведующий кафедрой отвечать за выдачу ключей, не его это обязанность! Кроме того, новый работник — даже не член коллектива кафедры, это сотрудник ректората. Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания — довольно большая (93 штатных сотрудника и 26 внештатных), преподаватели участвуют в реализации десятков образовательных программ, основных и дополнительных, на которых обучается больше 1,5 тысяч человек более чем из 50 стран. В том же университетском здании на набережной Лейтенанта Шмидта, д. 11 находятся рабочие места сотрудников служб ректората, которые занимаются сопровождением образовательного процесса (приглашениями, оформлением виз обучающихся и договоров на обучение, составлением расписания занятий и пр.). Все они делают общее дело, и в то же время каждый — свое, это разные службы ректората, и у каждой — свой начальник.
В роли диспетчера
То, что с бумагой о выдаче ключей пришли к заведующему кафедрой, — просто старая традиция. Здесь прежде был институт русского языка и культуры, заведующий кафедрой был одновременно директором института, а нынешние сотрудники ректората когда-то работали в институте. И теперь сотруднику ректората проще придти к нему, к заведующему кафедрой (он-то рядом), чем к своему начальнику, который находится в другом здании. Простые логические рассуждения приводят к фундаментальной идее разграничения административных и академических полномочий, которая реализуется в Университете уже несколько лет.
В. П. Казаков перечислил ряд запросов, которые адресовались научно-педагогическими работниками и сотрудниками ректората ему, и большинство из которых явно выходит за пределы компетенции заведующего кафедрой. Например, у него просили:
- завизировать заявку на закупку полиграфического оборудования
- заказать и выдать бланки для получения документов, удостоверяющих окончание дополнительной образовательной программы
- вернуть отчисленному студенту часть денег от внесенной платы за курс обучения
- решить вопрос с продлением визы обучающегося
- завизировать заявку на закупку услуг по доставке грузов
- решить вопрос с отоплением аудитории
- подписать заявление о продлении срока сдачи разницы в экзаменах и др. (Материалы ректорского совещания от 23.11.2015, п. 3)
«Решение этих и других текущих проблем, конечно, отнимало время и не давало возможности эффективно решать основные задачи, стоящие перед коллективом кафедры, — объясняет профессор В. П. Казаков. — Чувствовал, что я превращаюсь в передаточное звено между преподавателями, с одной стороны, и хозяйственными, другими административными службами, с другой. А если я направил какой-то запрос, то должен осуществлять и контроль за его исполнением. То есть превращался в своего рода диспетчера...».
Как сказать «нет» коллеге?
Где же выход из, казалось бы, тупиковой ситуации? Решение помог найти ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, в беседе с которым профессор В. П. Казаков обсуждал свои проблемы. Если преподаватели сами будут проявлять должную активность в решении возникающих у них проблем, то заведующий кафедрой перестанет быть диспетчером. Самое простое: научно-педагогические работники могут использовать механизм Виртуальной приемной (который, кстати, успешно осваивают студенты). Там есть перечень должностных лиц СПбГУ, ответственных за те или иные стороны жизни Университета. К ним и следует обращаться — напрямую, минуя всякие передаточные звенья.
«Психологически очень трудно сказать „нет“. Отказать сотруднику, если тебя просят помочь,— рассказал В. П. Казаков. — Но если я хотел что-то изменить вокруг, надо было начинать с себя...»
Владимир Павлович прекрасно помнит, каких сил ему стоило первый раз сказать «нет». И вопрос-то был не сложный: у одного из сотрудников закончилась бумага для принтера — нужно было направить соответствующую заявку и получить пачки бумаги со склада. Трудно было себя переломить, но он сделал над собой усилие, превозмог и... объяснил коллеге, что не имеет права действовать по старой схеме. После его отказа сотрудница обратилась к своему начальнику — директору центра образовательных программ по русскому языку как иностранному О. В. Чухаевой — и вопрос был успешно решен без вмешательства заведующего кафедрой.
Поможет Виртуальная приемная
Для преподавателей, объясняет профессор В. П. Казаков, обращение к должностному лицу через Виртуальную приемную — это крайний случай (а не рабочий момент). Это своего рода «верхняя» инстанция, куда они обращаются, если не смогли «решить вопрос на месте».
О новой схеме действий профессор В. П. Казаков объявил на заседании кафедры, а кроме того, сообщил сотрудникам всех служб ректората, которые занимаются сопровождением образовательного процесса по русскому языку как иностранному. Объяснил, что для решения административных вопросов следует обращаться к должностным лицам Университета. Все, вроде, услышали, все поняли, но... не все так просто.
Обнаружились трудности психологического характера. Научно-педагогические работники поначалу не хотели обращаться к должностным лицам «через голову начальника» (то есть заведующего кафедрой). Для них — по их прежнему опыту — это было нарушением служебной иерархии отношений. И они опасались, что после таких обращений «сверху» последует наказание начальника.
Есть и другая сторона. В январе доцент И. А. Бойцов написал в Виртуальную приемную обращение в адрес проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева о том, что в учебных аудиториях холодно, иностранные студенты вынуждены находиться там в верхней одежде, шапках и перчатках. Отреагировали быстро: пришли работники хозяйственных служб и провели утепление окон — в аудиториях сразу стало тепло. Но в ответе проректора было указано, что похолодание произошло, якобы, из-за того, что «студентами и преподавателями самовольно было снято утепление с окон...» (Причина холода в учебных аудиториях в здании на 9-й линии, д. 2). В. П. Казаков пожимает плечами: «Трудно представить, чтобы студенты и преподаватель снимали утепление. Да и зачем им это делать? Может, хозяйственники опасаются, что их накажут за то, что они что-то пропустили и вовремя не сделали?».
За год число обращений работников к заведующему кафедрой по вопросам, которые не входят в его компетенцию, резко сократилось — практически до нуля. Если кто-то и приходит с таким вопросом, В. П. Казаков знает, как на это реагировать. Высвободившееся время заведующий кафедрой может потратить на решение академических вопросов (расширения спектра образовательных программ, развития новых методик преподавания, научных исследований).
На что потратить высвобождающееся время?
Одно из недавних новшеств — создан совет образовательных программ по русскому языку как иностранному. Совет будет заниматься разработкой стратегии развития образовательных программ и экспертизой их качества.
Программы русского языка как иностранного необходимы гражданам, желающим жить и работать в России, студентам российских вузов, иностранным бизнесменам, а также всем тем, кто желает изучать русский язык как средство общения. Причем требуются программы разные, краткосрочные (от недели интенсива до нескольких месяцев) и долгосрочные. Есть потребность в краткосрочных программах, ориентированных на историю и культуру Петербурга. Недавно преподаватели под руководством профессора К. А. Роговой разработали новую программу повышения квалификации «Текст как объект языка, речи, коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку как родному и как иностранному» для преподавателей вузов и школьных учителей.
За несколько лет преподавание русского как иностранного изменилось кардинально.
«Раньше были курсы РКИ. Приходил иностранец и объяснял, что он хочет позаниматься русским языком. С ним заключался договор, подбирался преподаватель, а после выдавалась справка о том, что обучающийся занимался сколько-то часов, — вспоминает профессор В. П. Казаков. — Сейчас любой обучающийся зачисляется на ту или иную дополнительную образовательную программу, которая ориентирована на определенный результат (а не просто на часы), на достижение обучающимся определенных компетенций. Имеются рабочие программы учебных дисциплин, которым преподаватель обязан следовать, и это совсем иной уровень ответственности».
У каждой дополнительной образовательной программы — своя задача. Для повышения эффективности обучения проводят тестирование обучающихся на входе, а затем в соответствии с их уровнем владения русским языком распределяют по группам разных модулей. На выходе — еще одно тестирование, которое позволяет оценить овладение языком по аспектам. Анализ того, как работает модульная система обучения, — одна из задач, которые будет решать совет образовательных программ. В результате будет ясно, какие образовательные программы более востребованы, что требуется изменить для их совершенствования.
«Разграничение административных и академических полномочий — не самоцель, а лишь средство, — подчеркнул профессор В. П. Казаков. — Это необходимое условие для дальнейшего развития Университета. На первых этапах его трудно реализовать, но оно существенно помогает налаживанию правильных отношений в коллективе. И освобождает много времени для решения академических задач».