Выпускники прошли серьезную «проверку на прочность»
В 2016 году в Университете впервые в составе всех ГЭК были широко представлены представители работодателей. Это было сделано на основе анализа работы ГАК и ГЭК в предыдущие годы. В работе комиссий приняли участие около 3000 работодателей из более чем 1200 предприятий, учреждений, организаций, органов власти. Промежуточный анализ итогов работы ГЭК проводит проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова.
Выпускники Университета прошли серьезную «проверку на прочность» и теперь, радостные, получают желанные дипломы, выслушивают пожелания и напутствия. После итоговой аттестации, «по горячим следам» прошли встречи ректора, проректоров, директоров и деканов с председателями и членами ГЭК для обсуждения нового опыта совместной работы. Марина Юрьевна, как работодатели отнеслись к инициативе руководства Университета?
В сентябре 2015 года в ходе обсуждения на заседании Ученого совета СПбГУ итогов государственной итоговой аттестации было принято решение о более широком привлечении работодателей для работы в ГЭК. Как показала практика, этот опыт имеет в целом позитивный характер, опыт совместной работы оказался весьма полезным — и для Университета, и для работодателей.
Активное участие работодателей в работе ГЭК, их заинтересованность и непредвзятость дали именно тот результат, который ожидали в Университете. У многих членов комиссий теперь появилось желание еще более активно помогать Университету. Оценив качество подготовки выпускников и их готовность к будущей профессиональной жизни, работодатели высказывают готовность включаться в университетскую жизнь на более ранних этапах.
А что предлагают работодатели?
Работодатели высказывают предложения по улучшению наших образовательных стандартов: исключить определенные компетенции, включить новые компетенции, внести уточнения в их формулировки. Такие предложения высказывались, например, на встречах с председателями ГЭК по направлениям: «Психология» (9 июня), «Экономика» (10 июня), «Юриспруденция» (7 июня), «Международные отношения» (19 июля), «Журналистика и связи с общественностью» (5 июля). Между тем, большинство этих стандартов прошли успешную внешнюю экспертизу (причем, очень часто без замечаний!). Теперь, после активных обсуждений перечня компетенций, содержащихся в наших стандартах, можно быть уверенным, что качество университетских стандартов будет высоким — благодаря совместной работе над их содержанием с представителями работодателей. Практически все председатели ГЭК готовы более активно включиться в текущую работу по совершенствованию наших стандартов. Это существенное достижение нового формата проведения итоговой государственной аттестации.
Другие предложения — по расширению участия работодателей в планировании, разработке и реализации новых основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры и дополнительных образовательных программ. На встречах предлагались новые темы в дополнение к тем научным исследованиям, которые проводятся в СПбГУ. Работодатели уже предложили конкретные формы своего участия в учебном процессе. Они готовы определять тематику исследований выпускников, обсуждать готовящиеся ВКР на заседаниях кафедры.
Еще один важнейший вопрос — совершенствование существующих образовательных программ и конкретных учебных курсов. Участие такого большого числа работодателей позволило нам услышать множество конкретных предложений по совершенствованию учебных планов, конкретных курсов. Работодатели предлагают «почитать» новые спецкурсы, предлагают новые формы своего участия в учебном процессе (в том числе в организации практического обучения в форме практик и стажировок в организациях-работодателях).
В ходе встреч председатели ГЭК также сформулировали конкретные предложения по повышению эффективности своего участия во внеучебной работе, в организации приема в Университет, в содействии трудоустройству выпускников.
Не остались без внимания и вопросы по организации работы ГЭК. В том числе, разнообразные, порой альтернативные предложения по формированию состава ГЭК: от «не подключать к работе ГЭК преподавателей» (предложение психологов) до «включить в состав ГЭК от 20 до 50 процентов преподавателей» (предлагали юристы, экономисты).
Предложения по совершенствованию форм сотрудничества продолжают поступать. На портале СПбГУ активно идет общественное обсуждение предложений по совершенствованию процедуры государственной итоговой аттестации. Уже ясно, что в следующем году в составе комиссий обязательно будут и работодатели, и научно-педагогические работники. Предложение членов ГЭК по образовательной программе «Психология»: «не включать в число членов комиссии научно-педагогических работников» не нашло поддержки у участников общественного обсуждения (Материалы ректорского совещания от 27.06.2016, п. 7). Число работодателей в комиссиях будет разным в зависимости от вида образовательных программ. Директора и деканы должны будут представить конкретные предложения до 01.10.2016. Вопрос должен быть предварительно обсужден в коллективе структурного подразделения.
Итоговая государственная аттестация в этом году стала толчком к тесному развитию сотрудничества с работодателями. Какие выводы по итогам работы? Каковы перспективы?
Мы в начале пути. Директорам и деканам необходимо более активно привлекать представителей работодателей к работе в научных и учебно-методических комиссиях. К концу года должна завершиться работа по формированию всех 70 советов образовательных программ СПбГУ.
Советы образовательных программ, учебно-методические и научные комиссии должны стать основными и постоянно функционирующими площадками, которые обеспечивают регулярное обсуждение всех основных академических вопросов жизни Университета с работодателями. А может быть, стоит ввести практику и публичного общественного обсуждения образовательных стандартов СПбГУ и других академических вопросов жизни Университета — для того, чтобы вовлечь в дискуссию не только работодателей, но и более широкий круг заинтересованных лиц.