Выпускница СПбГУ удостоена Золотой медали РАН

Молодой историк Валентина Чикина стала победителем конкурса Российской академии наук для студентов высших учебных заведений в области истории. Золотой медалью РАН отмечена работа, которую молодая исследовательница посвятила изучению биографии своего однофамильца — путешественника, ученого и художника Александра Андреевича Чикина.

Чем вас привлекла история жизни Александра Андреевича Чикина?

Личностью Александра Андреевича Чикина я заинтересовалась еще во время обучения в историко-краеведческом клубе «Петрополь» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных (Аничков дворец). В рамках прохождения программы каждому необходимо было выбрать тему исследовательской работы. Я долго не могла решить, но случайно взяла в руки выпуск журнала «Вокруг света», где была опубликована небольшая статья о путешествии Чикина по Экваториальной Африке, и выбор был сделан. Меня так заинтересовал мой однофамилец, который оказался неординарной личностью, что я приняла решение написать о нем. Таким образом, тема работы, о которой мы говорим сегодня, была, по сути, выбрана еще в ноябре 2013 года.

Что нового вам удалось узнать о вашем однофамильце?

К тому времени, когда я начала свое исследование, о жизни и деятельности Чикина было написано всего пару статей и некролог, поэтому работать одновременно было интересно и очень сложно. Основным источником информации стали архивы — федеральные, региональные, музейные. Самым первым для меня источником оказалось личное дело Александра Чикина, которое хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Его я изучила вдоль и поперек. Оно содержит основные биографические данные: когда и где родился, кто родители, кем крещен, школьные оценки.

Также материалы о детстве и личной жизни Чикина удалось разыскать в архиве музея-усадьбы художника Петра Егоровича Щербова в Гатчине. В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) были обнаружены письма Чикина своим друзьям и жене. Они оказались очень интересным и ценным источником, поскольку передавали не только сухую информацию, а эмоции, мысли и взгляды человека. Интересно, что уже через пару месяцев после начала работы над исследованием я смогла взять в руки те самые фотографии, которые были опубликованы в журнале «Вокруг света». Вместе с путевыми дневниками путешественника они хранятся в архиве Русского географического общества в Петербурге. Это замечательные, очень информативные и ценные материалы! В каком-то смысле это исследование подарило мне мое первое место работы — со второго курса я начала трудиться в архиве Русского географического общества.

Кроме этого пришлось посидеть и в других архивах — в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), архиве Российской академии наук, Центральном государственном архиве научно-технической документации (ЦГАНТД), Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) и даже в архиве по учету захоронений на кладбищах Санкт-Петербурга. Я ходила по Смоленскому православному кладбищу и искала могилу героя моего исследования. К сожалению, на сегодняшний день установить место захоронения Чикина не удалось.

Есть ли у Александра Андреевича наследники и удалось ли с ними пообщаться?

Насколько мне известно, у Чикина было двое детей, но, к сожалению, их судьбы теряются с началом Великой Отечественной войны. Возможно, когда-то удастся выйти на его потомков.

Художник и путешественник приобрел известность в кругу физиков-оптиков и астрономов-любителей. Довольно крутой поворот в жизни.

Первоначально точными науками Чикин занимался в стенах Русского общества любителей мироведения (мироведение — устаревшее название астрономии. — Ред.), или РОЛМ, которое было создано в 1909 году в Санкт-Петербурге. Александр Андреевич был одним из его учредителей и некоторое время выступал на общих собраниях с докладами об изготовлении научных приборов любительскими средствами. Он же нарисовал печать общества и бланк диплома, выдававшегося в первые годы членам РОЛМ.

Интересы членов общества мироведения простирались далеко за пределы астрономии. РОЛМ стремилось объединить любителей естественных знаний, оказать им необходимое содействие в научных разработках и проектах. Кроме того, общество считало необходимым распространение своих трудов в широких слоях населения. В 1912 году стали издаваться «Известия Русского общества любителей мироведения», переименованные затем в «Мироведение», и Чикин активно участвовал в подготовке материалов к печати.

Расскажите, пожалуйста, каких успехов удалось добиться Александру Андреевичу в области телескопостроения?

Астрономией и другими естественными науками Чикин увлекался еще в детстве. Позднее, во время работы в РОЛМ, он изготовил свое первое параболическое зеркало и основал в обществе кружок любителей астрономии. Талант и знания Чикина были замечены руководителями основанного в 1918 году Государственного оптического института (ГОИ). Год спустя Чикину предложили возглавить первую в нашей стране экспериментальную оптическую мастерскую. Оптик-самоучка проработал там до конца жизни и создал целую школу специалистов в области астрономической оптики.

В наше время сложно себе представить, чтобы человек, не окончивший гимназию, во-первых, поступил в высшее учебное заведение, а во-вторых, сделал карьеру в области точных наук, будучи любителем. Как по-вашему, что позволило Чикину добиться таких результатов и помогло ли ему его художественное образование в телескопостроении?

Вы знаете, я до сих пор не могу себе ответить на вопрос, как этот человек предпринял путешествие по Африке в 1888 году, не имея особенно больших средств даже на проживание. Наверное, должны оставаться в истории загадки, которые нам не под силу понять.

Да, он действительно не окончил Академию художеств, но это было достаточно распространенным явлением в то время. Многие числились просто вольнослушателями и посещали классы, которые их интересовали. Окончить официально академию — значит написать выпускную работу. Вот именно ее Александр Чикин и не сделал, поэтому его нет в списках выпускников. Но вместе с тем в стенах академии он приобрел те навыки, которые впоследствии приносили ему доход. Кроме того, именно там он познакомился с Петром Щербовым, своим лучшим другом и компаньоном.

Художественные навыки очень пригодились Александру Андреевичу в телескопостроении, он сам делал чертежи, макеты и зарисовки. Его изображения телескопов были опубликованы во многих журналах и газетах.

Валентина, как появилась идея отправить работу на конкурс РАН?

Мое исследование, которым я занимаюсь уже шесть лет, не раз было представлено на региональных, всероссийских и международных конференциях, форумах и конкурсах. За это время мне удалось составить достаточно полную биографию Чикина, сформировать список его иллюстраций, научных трудов, описать его путешествия. Я очень благодарна сотрудникам архивов, библиотек, музеев, СПбГУ, Аничкова дворца, сторонним специалистам и ученым, которые помогали мне во время написания исследования. Наука — это точно не работа в одиночку. В 2017 году я победила в конкурсе исследовательских работ, который проводило Министерство образования РФ в рамках форума «Наука будущего — наука молодых», в номинации «Гуманитарные исследования». В течение следующего года я совершенствовала работу в соответствии с теми комментариями, которые получила во время форума. Осенью 2018 года я увидела на сайте СПбГУ информацию о проведении конкурса РАН и решила попробовать свои силы. Стало интересно, какой же оценки заслуживает работа в высшем научном кругу. Результатов конкурса мы ждали долго. Работы были отправлены еще в сентябре, а результаты опубликованы только в мае. Честно признаться, я даже подзабыла, что отправляла работу на конкурс. Узнав о победе, я очень обрадовалась, поскольку на носу была защита выпускной квалификационной работы — конечно же, по этой теме, а я всегда немного сомневаюсь в себе и стараюсь подходить ко всему критически.

Вы очень точно подметили, что наука — это не работа в одиночку. Но успех студенческой работы во многом зависит не только от исполнителя, но и от научного руководителя. Кто вам помогал?

За шесть лет работы у меня было три научных руководителя. Каждый из них по-своему мне помог, внес необходимые коррективы и менял курс исследования в зависимости от движения работы. Я считаю, что это положительно повлияло на работу. В Аничковом дворце моим научным руководителем была Мария Михайловна Осипова. Она помогала мне с самого начала и продолжает это делать по сегодняшний день. Этот человек знает наравне со мной все нюансы, все содержание. Мария Михайловна полюбила моего героя так же сильно, как и я.

В Университете моим первым научным руководителем была Анна Сергеевна Сухорукова. Благодаря работе с ней я стала больше писать статей. Спустя два года я перешла к профессору Михаилу Викторовичу Ходякову. После второго курса я углубилась в изучение биографии Чикина в советский период, его работу в области телескопостроения. Михаил Викторович очень помог мне разобраться с этим периодом и внести больше исторического контекста в работу.

Как вы считаете, чему мы могли бы научиться у героя вашего исследования?

Чему бы мы точно смогли поучиться у человека, жившего на рубеже XIX–XX веков в России, — это умению подстраиваться под ход событий и никогда не отчаиваться, жить сегодняшним днем, осваивать новые профессии и навыки в любом возрасте, прежде всего думать о том, к чему лежит душа, нежели о материальной стороне. Такими качествами обладал Александр Андреевич Чикин.