Студенты-иностранцы эффективнее адаптируются, чем иногородние обучающиеся

Как протекает адаптация студентов, сменивших место жительства в связи с поступлением в вуз, и с какими трудностями они сталкиваются? Об этом на XXIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века» рассказала Полина Пужливая, магистрант СПбГУ.

Она выступила с докладом на тему «Особенности адаптации студентов к ситуации обучения в другом городе и за рубежом», в ходе которого представила результаты своего исследования, выполненного под руководством Петра Крыстиана Тромбчиньски, ассистента кафедры медицинской психологии СПбГУ.

В рамках исследования Полина Пужливая решила сравнить особенности адаптации студентов-россиян, приехавших в Санкт-Петербург из других городов России (26 студентов), и студентов-иностранцев, прибывших в Россию или Австрию с целью получения высшего образования (14 студентов).

Всего в данном исследовании приняли участие 40 студентов в возрасте от 17 лет до 24 лет, из них 31 девушка и девять юношей.

Исследования состояло из двух этапов. Сначала респонденты заполнили ряд личностных опросников и прошли интервью, направленное на выявление психологического состояния респондентов сразу после переезда в другой город. В рамках второго этапа через полгода респонденты вновь проходили интервью, чтобы исследователь мог зафиксировать изменения в психологическом состоянии студентов.

По словам Полины Пужливой, несмотря на существующие различия в динамике адаптации, обе группы студентов так или иначе столкнулись с большим числом трудностей. Им пришлось приложить много усилий, чтобы успешно приспособиться к новым реалиям в другом городе или стране.

Так, иностранные студенты чаще отмечали трудности, связанные с бюрократией и языковым барьером. Представители этой выборки стремятся к самостоятельности, что подтверждается более низкой потребностью у таких студентов в родительской поддержке. Они выше оценивают собственное эмоциональное состояние и способность справляться с трудностями. В целом студенты, переезжающие за рубеж, более адаптивны, находятся в лучшем эмоциональном состоянии, ищут ресурсы в себе, а уровень их внутреннего контроля выше, чем у их коллег, переехавших в другой город внутри своей страны.

Говоря о студентах, переехавших в другой город, Полина Пужливая отмечает, что оценка собственного состояния и эмоционального комфорта в этой группе ниже, чем в группе студентов-иностранцев. Иногородние студенты склонны чаще обращаться к родителям за эмоциональной поддержкой. В их списке трудностей чаще упоминается освоение транспортной системы города, снижение уровня здоровья, апатия. Последняя может свидетельствовать о наличии эмоционального напряжения.

Тем не менее, по словам Полины Пужливой, говорить о том, что иностранные студенты адаптируются лучше, чем иногородние, было бы некорректно. Адаптация иностранных граждан скорее проходит более эффективно, а не легко, но зато цена такого приспособления более высока.

Оказавшиеся в чужой стране студенты должны мобилизовать в себе большее количество ресурсов для успешной адаптации. Иными словами, у них не остается иных вариантов для преодоления возникших трудностей, кроме как самостоятельного их решения. Это сказывается и на количестве ярких событий, произошедших с момента переезда, отмечаемых студентами-иностранцами, будь то День первокурсника, прогулки по городу, походы на концерты. Они называют меньше подобных событий, чем иногородние студенты.

Магистрант СПбГУ Полина Пужливая

То есть внимание переехавших за рубеж студентов настолько поглощено решением возникающих трудностей, что они не замечают яркие, эмоционально значимые события своей жизни в новом для них месте.

Собранные молодым исследователем данные позволяют составить более полное представление об особенностях адаптации и психологическом состоянии студентов в новых жизненных условиях, что может способствовать совершенствованию диагностического инструментария в работе психологов.

Нестабильное психологическое состояние на фоне смены места проживания и обучения может стать препятствием для успешного освоения программы и адаптации к жизни в другом городе или стране. Это еще раз говорит о необходимости психологического сопровождения иностранных и иногородних студентов.