Социальным наукам отведена важная роль в общей стратегии научно-технологического развития
Политика развития, реализуемая в СПбГУ, помогает науке и технологии стать инструментами для ответа на большие вызовы, обозначенные в Стратегии научно-технологического развития России.
О достигнутых результатах и о роли, которую будут играть социальные науки, рассказал декан факультета социологии СПбГУ профессор Николай Скворцов.
Николай Генрихович, какие изменения в организации научной, научно-технической, инновационной деятельности СПбГУ, произошедшие за последние годы, согласуются, по вашему мнению, со Стратегией научно-технологического развития России?
В СПбГУ в последние годы произошло немало изменений, напрямую согласующихся с целями и задачами, поставленными в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. С моей точки зрения, наиболее наглядно это проявляется в политике Университета по реализации открытости исследовательской и инновационной деятельности, в обеспечении адресности поддержки и справедливой конкуренции, создании конкурентной среды, открытой для привлечения к работе ученых мирового класса и молодых талантливых исследователей, формировании исследовательской инфраструктуры, соответствующей современным требованиям и принципам организации научной деятельности. Яркий пример — созданный за последние годы уникальный Научный парк СПбГУ — ресурсные центры, оснащенные новейшим оборудованием, позволяющим решать научные задачи любой степени сложности и выполнять прорывные исследовательские проекты и разработки. При этом Научный парк открыт не только для университетских ученых, но и для и представителей внешних отечественных и зарубежных научно-образовательных учреждений.
В Университете фактически решена сформулированная в Стратегии задача обеспечения доступа исследовательских коллективов к национальным и международным информационным ресурсам. Сегодня возможности ученых СПбГУ по использованию электронных информационных ресурсов — на уровне лучших университетов мира.
Базовый принцип научной политики, реализуемой сегодня в СПбГУ, — создание конкурентной среды: все решения по отбору и финансированию исследовательских проектов, научных мероприятий, командировок, стажировок и т. д. принимаются исключительно по результатам публичных конкурсных процедур на основе независимых экспертных оценок. Только конкурсная система позволяет выявить лучших, наиболее достойных и направить ресурсы на их поддержку.
Надо отметить, что на конкурсной основе происходит не только распределение материальных и финансовых ресурсов. Это напрямую относится к принципам подбора научно-педагогических кадров. Картина проведения конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников принципиально меняется: конкурентная среда стала необходимым условием кадрового отбора. В отличие от прошлых лет наличие двух и более претендентов на одно вакантное место стало привычным явлением.
Уникальные условия для развития творческого потенциала молодых ученых обеспечиваются практикуемой на протяжении последних лет в СПбГУ системой поддержки постдоков, привлекаемых к работе по выполнению научных проектов под руководством ведущих ученых. Это реальное воплощение той адресной поддержки молодых ученых и специалистов, о которой говорится в Стратегии.
Как можно оценить роль социального знания в общей стратегии научных исследований? Должны ли социальные науки находиться в перечне приоритетных направлений развития?
На этапе перехода России к инновационной экономике роль социального знания в общей стратегии научно-технологического развития будет возрастать. Это обусловлено в первую очередь тем, что к числу названных в Стратегии «больших вызовов» относятся и те, которые представляют собой предмет исследования социальных наук. Это демографический переход и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным проблемам; новые внешние угрозы национальной безопасности, в том числе угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан, обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью; необходимость эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории стран, и др.
В документе подчеркнуто, что глобальные изменения в организации научной, научно-технической и инновационной деятельности приводят к возникновению значимых для научно-технологического развития Российской Федерации внутренних факторов. Почти все эти факторы отчетливо наблюдаются в сфере социальных наук: размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях, резкое увеличение объема научной информации, возникновение принципиально новых способов работы с информацией, рост требований к квалификации исследователей, конкуренция за талантливых высококвалифицированных работников.
Следует обратить особое внимание на тренд междисциплинарности и мультидисциплинарности в современных социальных и гуманитарных исследованиях, необходимость освоения методов работы с большими массивами социальной, демографической и экономической информации (big data), возрастание требований к уровню профессионализма исследований, выражающихся в том числе в наукометрических показателях, соответствие международным стандартам.
Среди указанных в Стратегии приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации важнейшее значение для социальных наук, с моей точки зрения, имеют следующие:
- противодействие социокультурным угрозам, идеологическому экстремизму
- возможность эффективного ответа российского общества на «большие вызовы» с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий
- повышение степени организации общественных отношений
- содействие предупреждению социальных конфликтов
Изучение указанных вопросов возможно только при условии применения методов социальных и гуманитарных наук.
Особо следует подчеркнуть, что социальные исследования и технологии относятся к приоритетным направлениям Программы развития Санкт-Петербургского государственного университета на период до 2020 года.
Усиливается ли роль вопросов нравственности в науке, появляются ли этические нормы в дополнение к административным нормам?
Вопросы нравственности в науке — это тоже предмет социально-гуманитарного знания. В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации отмечается: «Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений».
Действительно, современное развитие биотехнологий, генной и клеточной инженерии, информационных и компьютерных технологий не только открывает перед человечеством невиданные прежде возможности и перспективы, но и ставит немало вопросов этического характера: не могут ли быть использованы эти научно-технические достижения во вред человеку и обществу? Не оказывают ли они негативное влияние на физическое или духовное здоровье людей? Не нарушают ли они какие-либо существующие моральные нормы, запреты и т. д.? Это глобальные вопросы отношения научно-технического прогресса и морали.
Однако есть и более простые, но не менее важные этические вопросы, касающиеся взаимоотношений людей, занимающихся научной деятельностью в рамках первичных коллективов — исследовательских групп, кафедр, институтов, факультетов и т. п. В процессе производства научного продукта время от времени возникают проблемы, которые далеко не всегда могут быть решены или урегулированы при помощи административных инструментов, поскольку относятся скорее к сфере моральных оценок. Мне кажется, что значительно усиливается роль этического фактора в совместной научной деятельности именно на этом уровне. Открытость и доступность информационных потоков, наличие такого обширного публичного и коммуникативного пространства, каковым является Интернет, создают огромные возможности для научной работы, но при этом и таят в себе опасности и риски. И ученый должен осознавать эти риски и очень внимательно относиться к тому, чтобы его действия, слова, поступки не повредили его собственной репутации, в первую очередь научной. Репутация стоит дорого.