Руководитель Арктического проектного офиса: «С самого начала Арктику осваивали и развивали ученые старейшего университета России — СПбГУ»

В мае 2021 года Россия на два года стала председателем в Арктическом совете — авторитетной международной организации, координирующей сотрудничество в северном приполярном регионе. В это же время в Санкт-Петербургском государственном университете был создан Арктический проектный офис. Руководитель АПО доктор политических наук Наталья Михальченкова рассказала об особенностях исследования Арктического региона, о важности взаимодействия в рамках консорциумов и о планах работы новой структуры Университета.

Наталья Алексеевна, расскажите, пожалуйста, в чем заключаются особенности работы Арктического проектного офиса? Почему для решения арктических вопросов была выбрана именно такая форма?

Любая работа над приоритетами требует концентрации ресурсов — как внутренних, так и внешних. На государственном уровне — это деятельность специального офиса по реализации приоритетных национальных проектов, на уровне СПбГУ (с его огромным потенциалом и особенной структурой) — это приоритизация в Арктический проектный офис. АПО позволит аккумулировать потенциал научно-педагогических работников и инфраструктуры Университета под задачи обновленной Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года и Программы развития СПбГУ на 2021–2030 годы. Ректором Университета Николаем Кропачевым уже была поставлена задача развития проектной деятельности с позиции арктических инициатив, усиления партнерств, а также результатов образовательной и научной деятельности.

Для Санкт-Петербургского государственного университета создание проектного офиса — не первый арктический проект. Скажите, что нового он сможет привнести в развитие этого направления?

В настоящий момент Университет проводит более 127 научных исследований по арктическому профилю. Вместе с тем задачи развития Арктической зоны Российской Федерации и международного сотрудничества подразумевают кооперацию в решении многих вопросов, в том числе кадрового обеспечения и поддержки региональных университетов путем открытия им доступа к образовательным ресурсам СПбГУ. Мероприятиями национального проекта «Наука и университеты» ставится задача российским университетам войти в пятерку стран, ведущих разработки в приоритетных областях. СПбГУ также развивает партнерство с вузами арктических регионов: например, активно поддерживает арктические консорциумы, создаваемые в рамках программы «Приоритет 2030» на базе университетов Арктического региона (Северного (Арктического) федерального университета, Якутского государственного института культуры, Мурманского арктического государственного университета и других).

На какие главные направления можно разделить деятельность Арктического проектного офиса СПбГУ? Чем он будет заниматься?

У Арктического проектного офиса есть пять ключевых направлений деятельности. Первое — образовательное направление, в которое входит кадровое обеспечение проектов развития Арктической зоны и партнерство с арктическими университетами. Второе — научное направление: это поддержка исследований, проводимых учеными СПбГУ, и кооперация в решении научных задач обновленной Арктической стратегии России. Третье связано с укреплением международной деятельности и сотрудничества посредством развития проектной деятельности арктического профиля. Например, сейчас в разработке находятся проектные предложения по развитию тематических сетей Университета Арктики, а также проекты в области межкультурных коммуникаций. Четвертое — это участие в консорциумах и организация мероприятий, реализующих арктические компетенции СПбГУ. И, наконец, пятое — это поддержка проектных инициатив.

Какие цели вы ставите перед собой? Каких изменений поможет добиться новая структура?

Сегодня проводится так называемый аудит арктических компетенций Университета в части сотрудников, проектов, образовательных программ и инфраструктуры. Очевидна необходимость информирования профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников о существующих вариантах поддержки арктических проектов и преимуществах кооперации. В ближайшее время российский офис Университета Арктики проведет семинар для коллектива заинтересованных сотрудников, посвященный формам поддержки проектных инициатив и деятельности арктического профиля. Кроме того, будет продолжена работа по внедрению проектного управления с целью получения поддержки и реализации существующих потенциалов СПбГУ по данному стратегическому направлению.

А если говорить о ближайших шагах офиса — какими они станут?

Здесь можно выделить четыре ключевых направления. Во-первых, адресная поддержка коллективов и исследователей внутри Университета. Во-вторых, разработка цифровой информационно-аналитической платформы «Арктика-2035» вместе с Мурманским арктическим государственным университетом. В-третьих, это изучение музейных архивов СПбГУ на предмет развития арктических коллекций и партнерства в проекте «Арктический музей России», развитие доступа к научным данным в области арктических исследований, поддержка инициатив по созданию объединенного каталога библиографического описания источников арктических исследований «Арктическая библиотека».

Кроме того, один из наших ближайших шагов будет связан с организацией поддержки консорциумов, в которые вошел СПбГУ, а это внушительный список. Среди них — Университет Арктики, Ассоциация «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» (НАНОК), НОЦ мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», Консорциум «Мировое историко-культурное наследие Арктики» и ASM4, Научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга, ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») и Проектный офис развития Арктики (ПОРА). С проектным офисом Республики Саха (Якутия) в настоящий момент разрабатывается отраслевой проект с рабочим названием «Кадры Севера» по подготовке научных кадров на базе Санкт-Петербургского государственного университета в рамках НОЦ мирового уровня «Север: территория устойчивого развития».

Почему Арктический проектный офис был открыт именно на базе СПбГУ?

С самого начала Арктику осваивали и развивали ученые старейшего, первого вуза России — СПбГУ. Новые задачи мирового лидерства российской науки и образования позволяют Университету аккумулировать необходимые ресурсы и поддержку.

Расскажите про ваш опыт работы с арктическими проектами.

В июне 2016 года, когда я занимала должность исполняющего обязанности ректора Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, при поддержке 13 ректоров университетов Арктического региона был создан Национальный арктический научно-образовательный консорциум (НАНОК), который позволил объединить ресурсы образовательных организаций под задачи развития Арктики. Во время моей работы министром образования, науки и молодежной политики Республики Коми в составе рабочей группы Минобрнауки России были успешно реализованы кадровые проекты для таких моногородов, как Воркута, Инта и Усинск. В качестве заместителя председателя правительства Республики Коми я курировала социальный блок и проектную деятельность по национальным проектам. Тогда нам удалось разработать мероприятия в составе нацпроектов с получением финансирования из разных источников (социальная инфраструктура, подготовка медицинских кадров для Севера и многое другое).

Расскажите, какое направление работы Арктического проектного офиса вам ближе всего? Над чем интереснее всего работать?

Управление университетами в эпоху глобализации было и остается моим научным интересом и профилем в профессиональной деятельности. В 2018 году в СПбГУ прошла защита моей диссертации на соискание степени доктора политических наук «Политические детерминанты государственной политики в сфере высшего образования: соотношение глобального и национального» (под научным руководством профессора кафедры международных политических процессов Галины Грибановой), где представлены разработки по управлению университетами в странах России и БРИКС.

Для меня, конечно, самое главное в руководстве Арктическим проектным офисом — это работа с людьми, учеными и руководством арктических университетов и научных центров. Очень важно, когда не за счет конкуренции, а за счет сотрудничества и партнерства рождается новый и интересный результат, который становится существенным вкладом в развитие науки, образования и арктических интересов России.