Россия и Азербайджан — продолжение дружбы
В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-религиозная конференция «Россия — Азербайджан: межконфессиональный диалог и исламская солидарность в интересах мира, безопасности и сотрудничества».
В работе конференции приняли участие государственные, религиозные и научные деятели России и Азербайджана, главы религиозных конфессий, представители общественности и дипломатического корпуса, аккредитованного в России.
Санкт-Петербургский университет на конференции представлял доктор исторических наук, профессор СПбГУ Ниязи Ниязов, которого мы попросили ответить на несколько вопросов, связанных с темой конференции.
«Россия — Азербайджан: межконфессиональный диалог и исламская солидарность в интересах мира, безопасности и сотрудничества» — с чем связан выбор именно такой темы?
Сегодня уже нет необходимости убеждать кого-то, что феномен религиозного фактора в международных отношениях, в системе международной и национальной безопасности должен быть объектом пристального изучения не только религиоведов и представителей духовенства, но и ученых-гуманитариев, в том числе историков, политологов, социологов, психологов, филологов и т. д.
При этом важно, чтобы диалог представителей науки и религии носил системный характер, это позволит как обсудить наиболее злободневные темы, волнующие общественность, так и найти новые возможности для углубления межгосударственных отношений между странами, которые долгое время были частью единого политико-экономического пространства и которые стремятся сохранить и приумножить имеющийся потенциал дружбы и сотрудничества.
Насколько широко сегодня распространен ислам в России (с учетом миграционных процессов)?
Ислам в современной России исповедует большое количество коренных народов. Согласно переписи населения 2010 года, их численность составила 15 млн человек. Сегодня эта цифра варьируется от 18 до 21 млн человек. Таким образом, исламское население собственно России больше, чем многих исламских держав мира.
Принято считать, что по количеству мигрантов Россия находится в ведущей тройке стран мира — наряду с США и Германией. Специалистами утверждается, что численность мигрантов в России составляет около 10 млн человек, из которых половина находится в стране на законных основаниях.
Таким образом, в России мы имеем дело с огромным пластом людей, исповедующих ислам. И главная задача властей, ученых и духовенства заключается в том, чтобы эти люди оставались верны нормам традиционного ислама и не попали под влияние лиц, навязывающих им деструктивное мировоззрение через искажение норм и моральных принципов настоящего ислама.
Долгое время Азербайджан входил в состав СССР, что изменилось в отношениях между этими братскими народами за последнее время (после отделения)?
Российско-азербайджанские отношения прошли несколько этапов развития. После распада СССР назвать их дружественными можно было с большим трудом, так как тогдашнее российское руководство занимало по отношению к Азербайджану, мягко говоря, неадекватную позицию. Причем если во времена управления республикой А. Эльчибеем подобное поведение имело под собой хоть какую-то основу, то после прихода к власти в Азербайджане Гейдара Алиева, ориентированного на взаимодействие с Москвой в политической, экономической и даже военной сферах, оснований для подобного поведения не было. Однако руководство страны продолжало конфронтационную политику.
Ситуация кардинально изменилась только после того, как президентом России был избран Владимир Путин. Его визит в Азербайджан и встреча с Гейдаром Алиевым положили начало динамичному развитию межгосударственных отношений.
Бесспорно, во взаимоотношениях двух государств возникают те или иные проблемы, не всегда национальные интересы совпадают по всем позициям, но в целом наши страны являются стратегическими партерами. Единственное, чего весь Азербайджан с нетерпением ожидает от России, — чтобы она усилила свою дипломатическую активность в вопросе урегулирования Карабахского конфликта.
В Азербайджане проживает немало христиан, как там решается вопрос сосуществования двух религий?
В Азербайджане прекрасно уживаются представители не только ислама (шииты и сунниты), но и христианства (православные, в том числе староверы, католики, протестанты), а также иудеи. Все эти конфессии на территории АР имеют храмы, государство оказывает религиозным структурам, действующим на законных основаниях, разнообразную помощь.
Огромную поддержку азербайджанские религиозные лидеры всех конфессий получили после возвращения к власти в 1993 году Гейдара Алиева, который заменил националистическую риторику прежних властей на политику построения азербайджанской государственности, которая предполагала уважение норм и обычаев всех народов, проживающих в Азербайджане.
Возможно ли примирить христиан и мусульман?
Нам такая постановка вопроса кажется несколько неверной, противоречия существуют не между христианами и мусульманами.
Ведь не существует единого христианского мира, известны многие конфликты, в том числе сегодняшнего дня, где друг другу противостоят христиане, иногда даже принадлежащие к одной и той же ветви христианства. То же самое можно сказать и об исламских странах.
Речь может идти только о борьбе с теми, кто прикрывается религиозными лозунгами, пытается встать на пути прогресса и развития.
Что лично вам показалось самым актуальным и интересным в работе конференции?
Все темы выступлений, все проблемы, поднимаемые и обсуждаемые на конференции, носили практический и научно-теоретический характер. Сам по себе факт организации такой конференции доказывает ее актуальность и важность.
Нас очень радует, что в ряду организаторов этого саммита наряду с Управлением мусульман Кавказа (Азербайджан), Духовным управлением мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, Государственным комитетом по работе с религиозными организациями Азербайджана, Институтом восточных рукописей РАН РФ (Санкт-Петербург) был и Санкт-Петербургский государственный университет.