Профессора разных стран ознакомились с опытом СПбГУ

Более 800 российских и иностранных ученых собрались в Москве на Первом профессорском форуме для рассмотрения актуальных проблем образования и науки. Также его участники обсудили вопросы интеграции науки и производства. По результатам работы форума составлена резолюция, в которой нашел отражение опыт Санкт-Петербургского университета.

В работе собрания принял участие заместитель председателя Ученого совета СПбГУ Игорь Алексеевич Горлинский. Мы попросили его рассказать об итогах прошедшего форума.

Игорь Алексеевич, сотрудничество Санкт-Петербургского университета с Российским профессорским собранием, одним из организаторов форума, представляется безусловно взаимовыгодным. В чем преимущества такого партнерства?

Мне кажется, профессорское собрание — это очень интересная площадка общероссийского масштаба, на которой представители СПбГУ могут принимать участие в дискуссиях по широкому кругу тем, волнующих научно-педагогическую элиту страны, а также рассказать о том, как живет наш университет, какие ресурсы для своего развития мы привлекаем и создаем и какие варианты сотрудничества предоставляем уже сегодня лучшим ученым страны.

Университет высокому собранию представила проректор по экономике СПбГУ Елена Григорьевна Чернова. О чем была ее презентация?

Выступлений было очень много, более 40. В том числе от имени Российской академии наук, от имени Правительства Российской Федерации, а также Министерства образовании и науки, множества вузов. Часть из них вызвала особый интерес, среди них и выступление Елены Григорьевны. Об этом говорят и живая реакция зала, и последующие обсуждения в кулуарах форума. Почему? Дело в том, что ее доклад был посвящен одной из главных заявленных целей профессорского собрания — развитию механизмов реализации академических свобод. Эта тема всегда актуальна для профессорского сообщества.

Научный парк СПбГУ

Мы знаем, что часть таких академических свобод прямо установлены законами Российской Федерации, часть провозглашаются в различных университетах, но, как отмечали на форуме, наш университет — единственный вуз страны, где создана целостная система механизмов, обеспечивающих эти самые свободы. Примерами тому служат и равнодоступность оборудования Научного парка, и возможность самовыдвижения в качестве кандидатов в ученые советы, научные и учебно-методические комиссии. Также у нас созданы возможности для свободного участия каждого научно-педагогического сотрудника в различных внутренних конкурсах на финансирование научных исследований. При этом еще одним аспектом презентации, вызвавшим интерес собравшихся, стала готовность нашего университета предоставлять свои ресурсы лучшим ученым страны с целью сотрудничества с ними на постоянной или любой другой взаимовыгодной основе. И то, что СПбГУ открыт и готов создавать условия для того, чтобы лучшие профессорские силы вступали с нами в разные формы коллаборации, на мой взгляд, стало сильной стороной нашего участия в этом форуме.

В резолюции форума содержатся рекомендации по развитию в вузах инновационного предпринимательства, привлечению компаний-работодателей к формированию тем дипломных проектов и кандидатских диссертаций. Подобная работа уже успешно осуществляется в Университете. Скажите, в какой степени был учтен опыт СПбГУ?

Конечно, наш опыт анализируется, что совершенно естественно. Это делается и вузами-конкурентами, и просто отдельными профессорами. При составлении этой резолюции была учтена и наша практика взаимодействия с работодателями. Кроме того, опыт работы этической комиссии тоже привлек очень серьезное внимание. Все понимают, что регуляция такого сложного сообщества, как университетская корпорация, — это не только правовые акты и административные регламенты. Это еще и мощнейшая, не всегда поддающаяся формальному описанию этическая регуляция — корпоративная этика. И создание этической комиссии в нашем Университете, обладающей серьезными полномочиями, расценивается многими как позитивный и важный шаг. Поэтому в резолюции вы увидите цель, обозначенную как создание этического кодекса профессорского собрания, основанного в том числе на опыте СПбГУ.

Участники собрания обсуждали вопрос необходимости поддержки молодых ученых и преподавателей?

Об этом говорил Григорий Владимирович Трубников, заместитель министра образования и науки. Он сообщил, что линейка грантов РФФИ будет расширена, в том числе для аспирантов и постдоков. Отмечу, что сейчас уже замминистра использует это слово — постдок, а между тем первые постдоки появились в нашем Университете. Поддержка молодых ученых у нас имеет довольно богатую историю. То, что сейчас министерство утверждает на общероссийском уровне, у нас было сделано лет шесть-семь назад, когда мы вводили специальные гранты в поддержку молодых коллег, в том числе на публикации в высокоиндексируемых журналах.

Заседание не обошло вниманием и вопрос о статусе ученого. Какое решение принято по итогам обсуждения?

Что касается статуса ученого, дискуссия идет в традиционном ключе: какие современные требования должны предъявляться на федеральном уровне, например, чтобы получить звание профессора. Здесь я бы хотел отметить, что было бы, на мой взгляд, правильным вслед за присвоением права ведущим университетам страны присваивать собственные степени сделать то же самое по отношению к званиям. Подходы эволюционируют, и эта часть дискуссии вечна. Одно дело Императорский Петербургский университет XVIII–XIX столетий, Университет XX века и СПбГУ сейчас. Меняются и содержание науки, и оценочный критерий, и отношение общества к науке и образованию. И профессорское собрание — это именно то место, где можно обсуждать подобные вопросы. Вместе с тем университеты наиболее высокого уровня являются драйверами этих процессов. СПбГУ — в том числе.