Почетный профессор СПбГУ Геннадий Богомазов: нравственность — во главе угла

Кто-то сравнивает жизнь человека с дорогой: начиная с первого шага младенца, каждый из нас движется к заветной цели. Другой сравнивает жизнь с ростом дерева: от маленького ростка, саженца человек поднимается все выше и выше, растет над собой. А кому-то ближе аналогия восхождения: к вершинам мастерства, к вершинам профессионализма, к вершинам жизненного опыта, мудрости, успеха и признания.

Почетный профессор СПбГУ Геннадий Григорьевич Богомазов — не только профессор кафедры истории экономики и экономической мысли, но и председатель коллегии почетных профессоров СПбГУ, председатель комиссии по этике. И, как оказалось, этические вопросы взаимоотношений в коллективе так или иначе он решает всю жизнь.

Фрезеровщик и артиллерист

В военные и послевоенные годы мальчишки взрослели рано. Его отец погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. Геннадий еще застал то время, когда школы были раздельные: мужские и женские. Они с матерью жили в Выборгском районе, где было много заводов и фабрик, и в его классе были преимущественно мальчишки из семей, как тогда говорили, рабочего класса. Детей профессоров, академиков, генералов не наблюдалось.

Как известно, чувство справедливости у детей обострено. А многие семьи тогда были неполными, мальчишки были предоставлены сами себе, не всегда сыты и нормально одеты. Случались у ребят ссоры и даже драки, но заканчивались они в основном мирно, поскольку мальчишки в таких ситуациях быстро делились на тех, кто был склонен подраться, и тех, кто их разнимал. Геннадий и его друзья всегда были среди последних.

Окончив школу-семилетку, Геннадий Богомазов пошел учиться не в восьмой класс средней школы, а в ремесленное училище, чтобы получить специальность и начать зарабатывать на жизнь (мама — простая работница завода «Светлана» не могла обеспечить необходимый достаток). Но хотелось и учиться, и он пошел в восьмой класс вечерней школы рабочей молодежи. Получив в училище специальность фрезеровщика, работал на заводе и продолжал учиться в школе. А там подоспела и служба в армии.

Три года срочной службы Геннадий Богомазов был разведчиком-артиллеристом в одном из полков в группе советских войск в Германии. Демобилизовался старшим сержантом, помощником командира взвода артиллерийской разведки. Вернулся в родной Ленинград и в том же 1958 году поступил в Ленинградский государственный университет.

Студент Университета

Со школьных лет Геннадий увлекался историей. И в ЛГУ он подал документы на исторический факультет. Но после сдачи экзаменов ему не хватило каких-то полбалла для того, чтобы стать студентом. В здании на Менделеевской линии В. О., д. 5 приемные комиссии нескольких факультетов располагались тогда в одной комнате. И как вспоминает профессор Геннадий Богомазов, добрая, отзывчивая, заботливая девушка, работавшая за соседним столом, предложила огорченному абитуриенту, вчерашнему артиллеристу: а давайте к нам, на экономический факультет! Нам, дескать, ваших баллов достаточно, а экономисты и при коммунизме будут нужны. Старший сержант запаса согласился. Так его документы перекочевали на соседний стол, и Геннадий Богомазов стал студентом-экономистом, а не студентом-историком. Но все же несказанная радость: он стал студентом Ленинградского государственного университета!

Про экономическую науку он тогда практически ничего не знал. Помнит, читал что-то в газете про основные фонды, было интересно. Труднее всего у первокурсника было с математикой. За три года армейской службы основательно ее подзабыл. Но парень был упорный. Много сил потратил, чтобы освоить премудрости вычислений. Даже брал дополнительные уроки. Но не с репетитором занимался, а с родственниками, которые, на его счастье, были выпускниками матмеха ЛГУ.

Учиться в Университете ему нравилось. Тогда на экономическом факультете готовили экономистов широкого профиля. Студентам преподавали не только экономику промышленности и сельского хозяйства, они изучали также технологию отраслей промышленности, основы почвоведения, растениеводства, животноводства, экономической географии. Летом они проходили практику в совхозе Мельниково Приозерского района, а через год — на промышленных предприятиях города. Изучали какие-то производственные документы, но, как помнит профессор Богомазов, только мешали работать экономистам планово-производственных отделов.

Геннадий Богомазов учился в то время, когда в Университете среди преподавателей было много недавних фронтовиков. Они многое повидали в жизни и, как вспоминает Геннадий Григорьевич, относились к студентам как к детям — заботливо.

«Пройдя испытания военного и послевоенного времени, они были полны желания работать, совершенствоваться. Зная, что такое смерть, они знали цену жизни и сознательно и подсознательно стремились сделать ее лучше. Большинство из них защитили кандидатские диссертации, а двенадцать человек стали докторами наук. Это они, прежде всего, открывали новые специальности и кафедры и создавали известность и авторитет факультета. Н. Д. Колесов, И. В. Котов, А. А. Маркин, А. А. Демин, Н. А. Моисеенко, Д. К. Трифонов, С. И. Тюльпанов возглавляли кафедры факультета. Н. А. Архипов, В. А. Воротилов, И. Д. Тихомиров и Н. А. Моисеенко были деканами.

А как внимательно и заботливо они относились к студентам и аспирантам, как много с ними работали: бывали кураторами студенческих групп, проводили тематические встречи со студентами в общежитиях за чашкой чая с бубликами, навещали студентов на сельхозработах и вместе с ними выходили на поля, помогая убирать урожай. Они не оказывали „образовательные услуги“, а учили своих подопечных наукам, жизни и воспитывали своим личным примером. Не случайно многие поколения выпускников факультета всех их вспоминают с большим уважением и теплотой. К великому сожалению, сегодня уже никого из них нет с нами. Последний ветеран Великой Отечественной войны М. А. Алексеев, сражавшийся в партизанском отряде, не дожив несколько месяцев до столетнего юбилея, ушел из жизни в 2019 году».

(из книги воспоминаний «Мир Санкт-Петербургского государственного университета глазами его ветеранов. К 300-летию университета», которая готовится к печати в Издательстве СПбГУ)

Это отношение к студентам всецело воспринял и профессор Богомазов. Он против формулировки, что Университет как учебно-научное учреждение предоставляет образовательные услуги, и только. Он считает, что Университет не просто учит молодых людей, но и воспитывает — через предмет, через общение преподавателей со студентами. Обучающиеся воспринимают не только учебные дисциплины, но и образ поведения преподавателя, культуру общения со студентами и коллегами, интересы студентов и преподавателей, их отношение к повседневному труду.

Студент Геннадий Богомазов учился хорошо, по экономическим наукам были в основном отличные оценки. Но он не забывал и любимую историю и начал заниматься историей отечественной экономической науки (особенно ХХ века). Для того времени (1960-х годов) это было новое направление научных исследований. Этот интерес студента поддержал заведующий кафедрой политической экономии профессор Николай Дмитриевич Колесов. И после пятого курса предложил выпускнику: остаться в аспирантуре либо пойти работать ассистентом на кафедру политической экономии. Геннадий выбрал аспирантуру.

Преподаватель

В 1966 году Геннадий Григорьевич Богомазов окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Она была посвящена истории разработки проблем товарного производства в социалистической экономике. Его научный руководитель — профессор Д. К. Трифонов, крупный ученый-политэконом поддержал его тягу к изучению истории отечественной экономической мысли. Начальный советский период в то время был практически не исследован. В годы хрущевской оттепели стали известны труды таких крупных советских экономистов, как А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев, М. И. Туган-Барановский, А. А. Богданов, А. И. Чупров и др., имена которых и их труды были напрочь забыты, но тем не менее вызывали большой интерес и дискуссии в среде молодых экономистов.

Стоит отметить характерную особенность советской экономической науки 60–70-х годов. Оттепель оттепелью, но все-таки существовали определенные ограничения в выборе тематики научных исследований и в содержании учебных курсов экономического направления. Основная парадигма состояла в том, что западный мир поражен общим кризисом, загнивает, умирает, а мир социализма успешен и исторически обречен на победу и торжество его целей и идей. В этой связи и в студенческое время Геннадия Богомазова, и в годы преподавания существовала негласная норма: не принято было задавать так называемые провокационные вопросы — из уважения к профессору, чтобы не ставить его в сложное положение (хотя случалось и такое).

Еще аспирантом Геннадий Богомазов начал преподавать. Уже будучи штатным преподавателем, в течение семи лет читал годовой курс политэкономии капитализма для студентов-юристов первого года обучения. Это была хорошая практика, которая, по его словам, дала молодому преподавателю хорошую закалку. Ему нравилось общаться с первокурсниками, ему нравился и учебный курс, который ему был поручен.

В 1976 году Геннадий Григорьевич Богомазов защитил докторскую диссертацию, она была посвящена истории формирования хозяйственного механизма в советской экономике 1920–1930-х годов. Но защитить ее было непросто: нашлись влиятельные противники. Вокруг одного из старших коллег-экономистов собралась группа, которая упорно боролась за «чистоту» марксизма-ленинизма. Они активно мешали организации защиты диссертации. Говорили, что диссертант вытаскивает из небытия труды тех экономистов, которые в свое время были осуждены партией. Противники писали анонимные письма в партийные органы, в Высшую аттестационную комиссию, но тщетно. Были уже не те времена, и защита докторской диссертации доцента все же состоялась.

На кафедре политической экономии Геннадий Богомазов прошел все должности: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, был и старшим научным сотрудником (с целью завершения работы над докторской диссертацией). А в 1986 году профессор возглавил открывшуюся на экономическом факультете кафедру истории экономики и экономической мысли (руководил ею 25 лет, до 2011 года, когда ушел с должности заведующего по собственной воле).

Коллектив кафедры, по его мнению, всегда был достаточно слаженным и работоспособным. Например, в 2008 году коллектив кафедры выиграл конкурс на получение гранта РГНФ и Правительства Санкт-Петербурга на научные исследования по теме «Петербургско-ленинградская научная экономическая школа в ХХ веке». С 1998 по 2003 год коллектив кафедры участвовал в выполнении международного гранта Темпус-Тасис «Реструктуризация экономического образования в Санкт-Петербургском государственном университете», в котором принимали участие ученые Германии, Великобритании и Австрии. Профессор Геннадий Григорьевич Богомазов курировал выполнение проекта с российской стороны.

Говоря о коллективе кафедры, он вспоминает: бывало, конечно, когда в ходе дискуссии на заседании кафедры кто-то начинал спорить и отстаивать свое мнение излишне эмоционально. Тогда заведующему приходилось останавливать коллегу, призывать уважать и считаться с мнением коллег. Иногда возникали вопросы по поводу материального поощрения сотрудников — например, по итогам работы за семестр или к очередному юбилею факультета, Университета. Геннадий Григорьевич придерживался такой позиции: вознаграждать следует за достижения, за труд, а не формально — к круглой дате. Он приводил в пример принцип великого флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова. Как-то на заседании военного совета обсуждался вопрос о присвоении очередного воинского звания одному из офицеров, и адмирал попросил обоснования. Особых успехов не отметили, но указали, что офицер уже много лет служит на флоте. На что Ф. Ф. Ушаков сказал, что его чемодан вместе с ним уж 30 лет плавает, но он так и остается чемоданом...

Много занимался Геннадий Григорьевич Богомазов общественной и административной работой. С 1972 по 1974 год он был заместителем декана экономического факультета по учебной работе, с 1990 по 1993 год — заместителем председателя комитета народного контроля СПбГУ. А в 1994–1999 годах был деканом экономического факультета.

Естественно, экономисты приходили к декану со своими проблемами. Например, преподаватель жаловался, что заведующий кафедрой несправедливо, на его взгляд, распределяет премии между сотрудниками. Геннадий Григорьевич в решение спорных вопросов старался не вмешиваться, он только давал общие рекомендации, распределял премиальный фонд между коллективами кафедр. По его мнению, заведующий кафедрой гораздо лучше, чем декан знает своих коллег, может оценить вклад каждого работника в каждый конкретный момент. Чтобы погасить конфликт, он пытался объяснить жалобщику, что, возможно, в прошедшем месяце тот трудился недостаточно интенсивно — по сравнению с коллегами.

Другой преподаватель приходил с вопросом о неравномерном, как он считал, распределении педагогической нагрузки. Позиция декана Геннадия Григорьевича Богомазова состояла в том, чтобы не «сталкивать лбами» коллег. Когда преподаватель обращался к нему с жалобой, декан выяснял его точку зрения и его аргументы, но не устраивал публичный «разбор полетов». Позже он беседовал с заведующим кафедрой и призывал думать на два-три шага вперед в отношениях с подчиненными. Декан сообщал, не называя имен, что некоторые члены коллектива кафедры обращаются с вопросами. Некоторые заведующие догадывались, о ком идет речь, другие недоумевали... Но проблема решалась, конфликт затухал, не успев разгореться.

Председатель комиссии по этике

Универсанты и теперь приходят к профессору Богомазову со своими проблемами, но теперь уже как к председателю комиссии по этике Ученого совета СПбГУ.

Университет — это огромный коллектив обучающихся, научно-педагогических работников и сотрудников. Нередко возникают противоречия, которые порой выплескиваются в открытые столкновения. Взгляды универсантов на одни и те же события, отношение к поступкам друг друга бывают разными, иногда полярно противоположными. И не всегда эти вопросы можно решить административными инструментами.

Для решения нравственных вопросов в Университете была сформирована комиссия по этике. Решение о составе комиссии по этике принимает Ученый совет СПбГУ открытым голосованием. Кандидатуры рекомендует коллегия почетных профессоров из числа своих членов также на основании отрытого голосования. Все изменения в составе комиссии происходят в соответствии с этой же процедурой. Такая практика применяется со дня утверждения первого состава комиссии по этике на заседании Ученого совета 28.03.2011.

В нашем Университете заботу о работниках и обучающихся проявляет не только администрация, общественные организации. Важный инструмент решения нравственных вопросов — комиссия по этике СПбГУ. Она помогает сотрудникам и обучающимся разобраться в непростых ситуациях, связанных с человеческими взаимоотношениями. В своей работе она опирается на Кодекс универсанта, принятый Ученым советом Университета в сентябре 2016 года (Как решаются в Университете этические вопросы?). Профессор Геннадий Григорьевич Богомазов возглавляет комиссию по этике с весны 2015 года.

— К нам в комиссию по этике обращаются студенты, преподаватели, административные работники Университета, — рассказал Геннадий Григорьевич. — Вопросы бывают разного характера: производственные конфликты, проблемы в ходе учебного процесса, личные обиды друг на друга и пр.

В последнее время мы чаще стали разбирать вопросы, связанные с активностью универсантов в Интернете. Если раньше многие проблемы люди обсуждали в небольших коллективах, то теперь некоторые стремятся вынести их на всеобщее обсуждение в социальных сетях. При этом пользуются нередко непроверенной, а то и вымышленной информацией, чтобы привлечь к своим публикациям как можно больше подписчиков.

Например, недавно мы разбирали обращение председателя студсовета юридического факультета. В социальных сетях появилась информация, основанная на слухах о том, что студсовет, якобы, злоупотребляет своим правом распределять стимулирующий денежный фонд среди студентов в своих интересах и даже присваивает часть средств. При этом распространяли эту небылицу даже не студенты-юристы, а так называемые блогеры — студенты двух других направлений обучения. Как выяснилось, никаких нарушений со стороны студсовета юридического факультета не было, а посему комиссия по этике признала факт нарушения авторами фальшивой публикации сразу двух статей Кодекса универсанта. Кроме того, обязала их дать опровержение в социальных сетях и открыто извиниться перед студентами-юристами (Решение Комиссии по этике от 31.07.2020).

Члены комиссии по этике — это почетные профессора нашего Университета, отдавшие служению alma-mater многие годы жизни и свои творческие способности. Работа в комиссии по этике, конечно, непростая, требует от ее членов больших затрат времени, проявления такта, мудрости и предельной объективности. Это непросто, но они считают: кто-то должен это делать, чтобы наша жизнь в Университете была более спокойной и плодотворной.