От конкурса «Молодой профессор» к собственной лаборатории
В Санкт-Петербургском университете подведены итоги почти двухлетнего опыта реализации проекта СПбГУ «Молодой профессор».
Среди победителей конкурса, которые демонстрируют высокие наукометрические показатели в своих предметных областях, — профессор Университета, доктор биологических наук Максим Винарский.
Максим Викторович, расскажите, что побудило вас участвовать в конкурсе СПбГУ «Молодой профессор»?
Руководитель лаборатории макроэкологии и биогеографии беспозвоночных СПбГУ Максим Винарский в 2016–2017 годах опубликовал 24 печатные работы (статьи, рецензии на книги) в научных журналах, из них 20 публикаций индексируются Web of Science (16 из них опубликованы в журналах, входящих в WoS Core Collection), с суммарным импакт-фактором журналов, в которых были опубликованы статьи за этот период, — 24,8. В наукометрической базе Scopus индексировано 15 публикаций М. Винарского за тот же период. Все статьи вышли в свет с аффилиацией СПбГУ. Кроме того, М. Винарский является руководителем действующего гранта президента РФ.
До этого я работал в Омском государственном педагогическом университете. Защитил докторскую диссертацию, реализовывал несколько научно-исследовательских проектов по линии Министерства образования и науки. Но не было чувства полной удовлетворенности. В определенный момент стало ясно, что в рамках этой среды я уже достиг предела возможностей. Предстоял выбор — или успокоиться на достигнутом и до конца дней своих заниматься преподавательской работой, или же попробовать взять новую высоту, освоив качественно иной уровень организации исследований. Еще не так давно для ученого в нашей стране это означало переезд на работу за границу. Сейчас переход в зарубежный университет не делает человека «невозвращенцем», но зачастую ученому приходится менять тематику исследований на новом месте работы, а мне хотелось продолжить и углубить уже начатое. Поэтому, узнав о конкурсе «Молодой профессор СПбГУ», я воспринял это как шанс продолжить работу в своей стране, став сотрудником одного из ведущих вузов России. С тех пор у меня не было ни малейшего повода пожалеть об этом.
Какие требования предъявлялись к конкурсантам при отборе?
Фактически конкурс состоял из двух этапов. В начале отбора учитывался целый комплекс показателей, которые могут объективно отразить уровень компетентности исследователя, его потенциал для роста. Прежде всего это наукометрические критерии, которые сейчас являются неписанным мировым стандартом: наличие определенного числа публикаций в международных наукометрических базах данных (Web of Science, Scopus), и даже не столько само их наличие, сколько величина персонального индекса Хирша, основанного на цитируемости научных работ соискателя. Кроме того, важен был возраст (соискатель должен был быть не старше 37 лет), наличие опыта руководства грантами. Планка была поднята достаточно высоко. Было понятно, что организаторы намерены сразу отсечь все слабые кандидатуры и выбирать действительно самых достойных. Оценивались не только уже достигнутые результаты, но и конкурентоспособность кандидатов, их потенциал развития. На втором, заключительном, этапе отбора необходимо было прочитать пробную лекцию на избранную тему и сделать доклад о собственных исследованиях.
Для оценки труда исследователя имеется не так уж много эффективных критериев. На ваш взгляд, что прежде всего необходимо учитывать?
Работа ученого — это творческий процесс, который очень сложно регламентировать и оценивать количественно. Например, само по себе число публикаций или их объем в печатных листах — это не очень хорошие индикаторы.
Но даже такие общепринятые показатели, как индекс Хирша или импакт-фактор журнала, которые призваны оценить вес исследователя в научном сообществе и востребованность его трудов, — это довольно несовершенные показатели, которые часто и справедливо критикуются. Но лучше ничего не придумано, поэтому в обозримом будущем наукометрические параметры будут основой оценки нашей деятельности.
Если поставить цель отбора наиболее конкурентоспособных соискателей в мировом масштабе, то, возможно, следует принимать в расчет количество публикаций в соавторстве с зарубежными учеными, участие в международных проектах и грантах. Кроме того, иногда полезно посмотреть на порядок авторства в статьях, опубликованных потенциальным кандидатом. Если в работах, опубликованных в международных журналах, его фамилия в списке авторов часто идет первой или в начале списка, то это хороший знак. Но, например, коллеги из Дрездена рассказывали мне, что у них фамилия автора, внесшего наибольший вклад в работу, ставится последней: еще один штрих к вопросу о том, как сложно оценивать эффективность работы ученого даже по формализованным критериям.
Что вам дала победа в конкурсе «Молодой профессор» СПбГУ?
У меня появилась возможность самостоятельно организовать свою научную работу, создать небольшой научный коллектив единомышленников, а также, что немаловажно, получить доступ к богатым информационным и инструментальным ресурсам СПбГУ (подписка на все нужные научные журналы, доступ к базам данных Scopus и Web of Science, возможность работать в ресурсных центрах Университета). Очень ценно, что руководство Университета не осуществляет жесткой опеки над «молодым профессором» — свобода исследований почти полная, при условии, конечно, что победитель конкурса выполняет прописанные в трудовом договоре обязательства, а именно — уровень публикационной активности. И здесь планка задана достаточно высокая. Так, двое моих коллег из академических институтов, узнав о требованиях к качеству публикаций, к количеству выступлений на научных конференциях, которые предъявляются молодому профессору, решительно заявили: «Это невыполнимо!» Мне пока удается выдерживать взятый темп. Условием этого является возможность полностью сосредоточиться на исследовательской работе.
Как вы считаете, кроме подобных конкурсов, что может привлечь в Университет молодых ученых и преподавателей?
Я считаю, что проведение подобных конкурсов очень важно. Современная мировая наука — это высококонкурентная среда, со своими плюсами и минусами. Конкурс, если он грамотно проведен и основан на профессиональной экспертизе, — часть нынешней научной жизни, точно так же, как и конкурсы на получение финансирования из различных научных фондов.
На мой взгляд, для привлечения молодых и перспективных сотрудников возможны и другие формы работы. Например, расширение программы длительных стажировок для исследователей из других научных учреждений и вузов нашей страны и зарубежных государств, реализация грантовых программ с совместным участием сотрудников СПбГУ и других учреждений. Немаловажна и имиджевая деятельность — формирование образа нашего университета как открытого пространства возможностей для всех молодых, талантливых и амбициозных исследователей. Но это, конечно, дело не одного дня и даже не одного года. И уж тем более не сводится оно к одному пиару (хотя грамотная деятельность по созданию позитивного имиджа тоже очень важна).
Вы являетесь руководителем лаборатории макроэкологии и биогеографии беспозвоночных СПбГУ. Расскажите об истории ее создания и о ваших научных интересах.
В современной биологии практически нельзя ничего достигнуть в одиночку. Времена Грегора Менделя, когда, возделывая грядки с горохом в монастырском саду, можно было открыть новые законы природы, давно в прошлом. В естествознании все делается большими коллективами, чаще всего — международными. Поэтому создание лаборатории, которая объединяла бы энтузиастов-единомышленников, для меня всегда было приоритетом. И при подписании трудового контракта с СПбГУ я сразу оговорил намерение создать собственную лабораторию.
В течение двух месяцев было выделено помещение для работы, чуть позже появилась возможность пригласить на работу двух молодых стажеров-исследователей (постдоков), так что сейчас наше научное подразделение полностью сформировано и успешно работает. В состав лаборатории также вошли два исследователя, недавно защитивших кандидатские диссертации, которые по своим научным интересам довольно несходны между собой. Мои собственные исследования связаны преимущественно с изучением филогенетики, биогеографии, морфологического и генетического разнообразия моллюсков пресных вод, а также проблем формирования фаун беспозвоночных в разного рода экстремальных условиях (термальные источники, пещерные водоемы, заполярные и высокогорные экосистемы). Интерес также представляют вопросы функционирования паразитарных систем.
Совместно с коллегами из Университета Бен-Гуриона (Израиль) мы проводим изучение взаимодействия мелких млекопитающих и их членистоногих эктопаразитов (клещей, блох). Из практически ориентированных исследований наша лаборатория занимается вопросами экологии и биогеографии инвазивных видов беспозвоночных. Полевые исследования в разных уголках мира (Баренцево море, Гренландия, Монголия, Китай, Мьянма) сочетаются с углубленным изучением морфологии и молекулярной филогенетики беспозвоночных (при активном использовании научного инструментария ресурсных центров СПбГУ).
Мы придерживаемся принципа, что каждый из сотрудников имеет творческую свободу и право реализовывать собственные замыслы и идеи. Нет жесткого регламентирования или подчинения единой для всех узкой теме. Каждый сотрудник мыслит и действует самостоятельно. Но нас объединяет интерес к познанию надвидовых биологических систем в крупных масштабах пространства и времени. Кроме того, для всех наших сотрудников излюбленным модельным объектом являются моллюски. Но это совершенно не исключает в будущем изучения и других групп беспозвоночных.